Последняя капля
30 сентября 2021 года Россия увидела новую часть бондианы — «Не время умирать», которую к этому времени уже успели как следует раскритиковать на Западе. Британская благотворительная организация Changing Faces, поддерживающая людей с визуальными отличиями внешности, обратила внимание зрителей на то, что в фильмах про Джеймса Бонда отрицательные герои слишком часто изображаются с увечьями и что режиссеры таким образом подливают масло в и без того неслабо полыхающий костер стигматизации людей со шрамами, ожогами и прочими «дефектами».
Посудите сами: лицо Рами Малека, исполнившего роль Люцифера Сафина в новой части, покрыто оспинами, у Кристофера Вальца в роли Эрнста Ставро Блофельда в «007: Спектр» большой шрам на лице.
Хавьер Бардем — кибертеррорист Рауль Сильва — в «Координатах «Скайфолл» наглядно демонстрирует, что творит с лицом цианид, а кровоточащий глаз Ле Шиффра в исполнении Мадса Миккельсена из «Казино Рояль» (герой страдает от гемолакрии) поклонники в рецензиях называют «изюминкой».
И проблема не только в бондиане: в 2020 году Энн Хэтэуэй пришлось извиняться за свою роль в картине Роберта Земекиса «Ведьмы». Внешний вид ее героини оскорбил людей с эктродактилией (пороком развития конечностей), а пловец британской Паралимпийской сборной Эми Маррен заявила, что такая репрезентация в кино портит жизнь реальным людям с инвалидностью. Причем многие сталкиваются с подобным с детства — достаточно вспомнить диснеевский мультфильм «Король лев» и главного злодея по имени Шрам. «В настоящее время наблюдается огромный дефицит фильмов и мультфильмов, где репрезентация положительных персонажей с увечьями была бы достаточной, — говорит врач-психиатр Московского центра дерматовенерологии и косметологии Полина Юзбашян. — Эта ситуация должна измениться, так как представленность таких героев в кино поможет людям ассоциировать себя с положительными персонажами. В особенности это актуально среди детей – ребенок с отличиями во внешности сможет увидеть, что способен жить полноценной жизнью, а его сверстники начнут воспринимать это как норму».
В 2018 году Британский институт кино отказался финансировать фильмы, в которых злодеи изображаются со шрамами — вместе с Changing Faces они запустили кампанию #IAmNotYourVillain (в переводе с английского — «я не твой злодей») и выступили против негативной репрезентации увечий. Справедливости ради стоит упомянуть несколько фильмов, в которых особенности внешности есть у положительных персонажей. Например, картина «Чудо» про мальчика с деформацией лица или «Английский пациент» с Рэйфом Файнсом в главной роли про пилота с ожогами всего тела. Увы, таких примеров пока мало, а необходимость показывать особенности внешности в разных фильмах очевидна. «Забота социума об интеграции людей с особенностями очень важна и полезна для этих людей, — считает психоаналитик Ольга Медведева. — Она помогает не чувствовать себя аутсайдерами, людьми, волею обстоятельств выведенных за пределы социума. Здесь можно и нужно пользоваться всеми доступными способами. В том числе, свое влияние оказывает кинематограф. Но мне кажется несущественным вопрос о важности наличия особенностей у положительного героя или у отрицательного».
Игры разума
Почему сценаристы вообще используют этот прием? Потому что с помощью внешности проще показать, кто тут «хороший», а кто «плохой». Именно поэтому симпатичные герои с мягкими чертами лица обычно положительные, а угловатые, скуластые, да еще и со шрамами непременно таят в себе какую-то опасность. «Шрамы и прочие увечья, по мнению кинематографистов, могут отражать жизненную историю отрицательного персонажа, — считает Полина Юзбашян. — Следы на коже являются последствиями и своеобразными «памятниками» перенесенных трудностей и травм. К тому же в обществе уже нормализована стигматизация людей, имеющих видимые увечья. Это, в свою очередь, приводит к травле и буллингу, в особенности в детской и подростковой среде, или к возникновению психических расстройств, что и подталкивало персонажей к диссоциальному поведению».