Аромат без гендера: почему не стоит делить парфюмерию на «мужскую» и «женскую»

Выясняем, почему это разделение устарело и какие маскулинные ароматы стоит «примерить» на себе. 
Духи унисекс почему не стоит делить парфюмерию на «мужскую» и «женскую»
Kristina Strasunske Getty Images 

В 2013 году студентов психологического факультета Стокгольмского университета попросили распределить 12 ароматов по категориям: «мужской», «женский», «унисекс». Флаконы им, разумеется, не показали — полагаться нужно было на собственный нос и субъективные интерпретации. Результат всех только запутал. Так, ванильно-цветочный аромат, который маркетологи позиционировали как «женский», отправился в категорию «унисекс». Та же участь постигла и мужской одеколон с нотами орхидеи и мандарина.


«Несмотря на прочно укрепившиеся стереотипы о том, что женщины должны пахнуть цветами и фруктами, а мужчины — древесиной, мус­кусом и табаком, деление парфюмерии по половому признаку случилось не так уж и давно. А главное, оно не было нашей внутренней потребностью, — говорит психолог Алена Ал-Ас. — Два с небольшим века назад все душились одной и той же цветочной водой». До тех пор, пока в 1814 году не придумали одеколон и не ­поместили  его на отдельную­ «мужскую» полку. 

Hermès, туалетная вода H24 с нотами шалфея, нарцисса, розового дерева, скларена, 10 990 руб., goldapple.ru


«Мужской и женский род у ароматов существует в основном из-за мужчин: розовый флакон с цветочками они просто не возьмут в руки, — считает парфюмерный эксперт, коллекционер ароматов Галина Анни. — Можно считать это тяжким наследием патриархата, но не учитывать в бизнесе нельзя. Большинство мужчин не хотят усложнять себе жизнь выбором — они просто идут в свой отдел, нюхают два-три блоттера и говорят: мне вот это. Но все изменилось, когда покупать мужские ароматы стали женщины — не в подарок, а для себя. Так уже случалось с короткими стрижками, брючными костюмами. Мужские духи постигла та же участь».

Prada, туалетная вода Luna Rossa Ocean с нотами бергамота, ириса, ветивера, 8644 руб., letu.ru


Instagram content

View on Instagram

С тех пор родились десятки предположений на тему того, почему женщинам нравится мужская парфюмерия. Были среди них и толкования в духе бытовой психологии (дескать, выбирая мужской одеколон, женщина подсознательно испытывает желание ощущать внутреннюю силу и решительность, присущие мужчине), и чисто физиологические зарисовки (в 2001 году ученые из Копенгагенского университета доказали, что pH у женской кожи ниже, чем у мужской, а значит, ноты на ней раскрываются по-другому).

Amouage, парфюмерная вода Boundless с нотами красного апельсина, кардамона, имбиря, ванили, гваякового дерева, папируса, какао, табака, мирры, 33 000 руб., goldapple.ru


Сами парфюмеры вряд ли расскажут вам, откуда берется женская любовь к мужским духам, потому что зачастую не видят собственно вопроса. Так, Натали Лорсон — «нос», в чьем портфолио композиции для именитых брендов, включая K by Dolce & Gabbana, — всегда носит то, над чем в данный момент работает. А штатный парфюмер Cartier Матильда Лоран и вовсе признается, что почувствовать мужской аромат ее работы на женщине — высшая награда.

Maison Margiela, туалетная вода Replica Autumn Vibes с нотами кедрового дерева, мха, розового перца, кардамона, 11 790 руб., goldapple.ru


Да и вообще тему «мужское–женское» в парфюмерии уже четверть века можно считать неактуальной. Ведь еще в 1994-м Calvin Klein запустил ck one как аромат для мужчин и женщин и положил начало моде на духи унисекс. «Современные нишевые марки чаще всего избегают гендерного противопоставления. В том числе­ и из экономии — не надо производить разные флаконы, — резюмирует Галина Анни. — Но есть и еще более показательный пример: парфюмерные бренды Caron и Annick Goutal открыто разливали одни и те же унисекс-композиции Tabac Blond и Mandragora в разные флаконы — для мужчин и женщин. И все были довольны».  

Calvin Klein, туалетная вода Ck Everyone с нотами масла апельсина, имбиря, синего чая, нероли, амброксана, пачули, 4745 руб., 2372 руб., letu.ru


Dior, концентрированные мужские духи Sauvage Elixir с нотами грейпфрута, специй, лаванды, амбры, лакрицы, ветивера, пачули, ладана, 11 700 руб., letu.ru


Jean Paul Gaultier, парфюмерная вода Le Male Le Parfum с нотами кардамона, лаванды, ириса, древесины, 8120 руб., goldapple.ru


Jo Malone, одеколон Cypress & Grapevine с нотами кипариса, древесины, виноградной лозы, 11 650 руб., sephora.ru

На сайте могут фигурировать ссылки на внешние ресурсы, которые мы не администрируем и не контролируем. Политика конфиденциальности, практикуемая другими сайтами, не находится в сфере нашего влияния. Как только вы осуществляете переход на другие ресурсы, вы должны найти информацию об их политике конфиденциальности, прежде чем вводить на них свои данные.