Почему ребенок не хочет учиться?
Интерес к учебе — величина непостоянная и колеблющаяся: сегодня ребенку нравится география, а завтра ему интересны лишь компьютерные игры и комиксы. Главный совет родителям — не упустить момент, когда школьник перестает интересоваться учебой, и постараться найти причину, почему так происходит. В одних случаях достаточно разговора по душам, в других не обойтись без помощи учителя или, возможно, психолога. Но, только устранив причину, можно сформировать у ребенка мотивацию к учебе.
- страх ошибки. Когда ребенок не понимает тему и боится сказать об этом взрослым, у него появляется страх не справиться, не решить задачу, не ответить на уроке и получить, как следствие, недовольство учителей и родителей, а в некоторых случаях — и наказание;
- сложность с социальной адаптацией. Если у ребенка не получается адаптироваться в новом коллективе и найти себе друзей, то в школе он чувствует себя одиноким и покинутым — отсюда возникает нежелание туда ходить. Если дети в кругу сверстников становятся мишенью насмешек и издевательств, то это тоже может стать причиной прогулов;
- отсутствие контакта с учителем. Чтобы появились проблемы с поведением и успеваемостью, ребенку достаточно негативного слова в свой адрес или повышенного голоса. Педагог может даже не заметить инцидента, а ученик начнет бояться и учителя, и его уроков;
- неблагоприятный климат в семье. Дети часто склонны брать на себя ответственность за ссоры и скандалы родителей. Из-за семейных конфликтов ребенок может замыкаться в себе и плохо сосредотачиваться на уроках;
- завышенные ожидания со стороны родственников. Сделать из ребенка отличника всеми способами, а еще реализовать с его помощью свои несбывшиеся мечты — не лучшая идея. Избыток давления, игнорирование желаний и талантов ребенка ведут к нервным расстройствам и полной потере интереса к учебе.
Как заинтересовать ребенка учебой?
Мотивация может быть внешней и внутренней. Внешняя — награда, которую школьник получает за хорошую учебу: оценки и привилегии для примерных учеников, похвала и подарки от родителей. Внутренняя мотивация рождается из увлеченности, искреннего желания узнать как можно больше и расширить свой кругозор.
С внешней мотивацией следует быть осторожными: может произойти подмена целей. Ребенок может стремиться не к получению знаний, а к награде. Поэтому идеальным решением будет развитие сильной внутренней мотивации и правильной внешней. Как это сделать? Вот несколько рекомендаций.
У каждого ребенка свои сильные стороны. Задача родителей — их разглядеть. Если сегодня ему нравится физика, а завтра — история, потому что он вдруг захотел стать археологом, то не стоит ругать ребенка и называть его легкомысленным. Процесс поиска себя — это нормально. Наоборот, радуйтесь любознательности юного человека.
По возможности старайтесь разделять с ребенком его увлечения: смотрите тематические фильмы, читайте книги, посещайте музеи, выставки, обсуждайте прочитанное и увиденное. Это сблизит вас и покажет ребенку, что вы прислушиваетесь к его мнению.
Хорошая карьера, высокая зарплата — цели, которые подойдут для выпускника, но не для ученика младших или средних классов. Ставьте ориентиры в соответствии с возрастом ребенка. Во-первых, они для него будут более понятны, а во-вторых их достижение мотивирует двигаться дальше. Если попытки получить результат не приводят к успеху, то у ребенка быстро опускаются руки.
Поделитесь с ребенком собственным опытом, расскажите о том, как учились в школе, какие предметы давались вам трудно, а какие легко, почему и как вы выбирали профессию. Не пытайтесь создать себе идеальный образ, наоборот, прямо говорите о сложностях и неудачах. Так ребенок поймет, что не только он сталкивается с проблемами в школе.
В средней или старшей школе есть смысл перевести ребенка в более сильное образовательное учреждение. Целеустремленные одноклассники могут стать хорошим мотиватором для подростка. Из желания стать одним из них и завоевать авторитет он будет стремиться лучше учиться, участвовать в конкурсах и олимпиадах.