«Чувствовать свободу — это чувствовать жизнь»: 9 вопросов дизайнеру Ольге Бояриновой

BOYARI — один из прорывных брендов на рынке российской моды, который использует в производстве только экоматериалы. Его создательница Ольга Бояринова — дизайнер с многолетним опытом и борец за чуткость к окружающему миру. Мы спросили ее о будущем моды, свободе и вкладе в развитие фэшн-индустрии в России. 
Ольга Бояринова
Ольга БояриноваАрхив пресс-служб

Как появился бренд BOYARI?

Я начала свой путь в 18 лет: тогда я разрабатывала одежду для марки Fetish, которая продавалась в центральных магазинах Петербурга. Это был еще тот челлендж: не упасть лицом в грязь, работая «взрослым модельером», учась на первом курсе института. Уже в 20 лет меня взяли стажером в Torrente — последний парижский модный Дом, производящий исключительно коллекции Haute Couture. И когда я вернулась в Петербург, то поняла, что хочу делать только кутюр — от сердца, не имея необходимых инвестиций для продвижения самого дорогого сегмента одежды. Я создала Olga Boyarinova Couture, с отличием окончила СПбГХПА им. Штиглица, занималась разработкой айдентики в одежде для отелей, ресторанов и крупных холдингов — я практически жила дизайном. Затем я переехала в Париж и погрузилась в изучение новейших технологий в области устойчивой моды. Вопрос перепроизводства одежды и неэтичного отношения как к природе, так и к животным всегда волновал меня.

Именно во Франции мне стало ясно, что время перемен пришло, а отношение к моде кардинально меняется. Концепция slow fashion завоевала свое место на рынке, хотя раньше подобный стиль производства считался неприемлемым для брендов. Это вдохновило меня на новый челлендж — собрать воедино весь свой опыт производства одежды премиального качества, совместить его с философией бережного отношения к планете и животным и рискнуть, начав работать с инновационным материалом. Сейчас это appleskin — яблочная кожа. Так возник бренд BOYARI — квинтэссенция моего творческого и внутреннего развития. Символом для него я выбрала энергетический шар: так я ощущаю свою энергию, которой пришло время делиться с людьми.

В чем заключается философия бренда?

Она включает в себя познание и любовь к окружающему миру через принятие себя. Это стремление ведет к бережному отношению к себе и к миру, к желанию развиваться, становиться лучшей версией себя — ведь именно так мы производим каждую нашу вещь. Четко осознавая, кто вы, можно понять и мир вокруг. Черный цвет и геометричный крой раскрывают красоту и богатство внутреннего содержания, а нестандартные линии олицетворяют новое мышление. BOYARI — одежда премиум-класса для жителей мегаполиса будущего, которые бережно относятся к планете, но при этом не отказывают себе в роскоши. Это люди с сильной харизмой, для которых отказ от следования сезонным трендам является нормой, так как они выбирают свой неповторимый стиль. Мы производим одежду из самого экологичного заменителя кожи — яблочной кожи. Наш бренд объединяет в себе дизайн, инновации и осознанное производство.

Какие материалы используются в ваших коллекциях?

Мы используем только высокоэкологичные материалы: appleskin, тенсель, «зеленую вискозу», переработанный пластик и экологичный утеплитель холлофайбер. Яблочную кожу изобрел швейцарец с итальянскими корнями Ханнес Парф и представил на международном рынке в 2017 году: в то время этот материал предназначался для производства мебели, обуви и аксессуаров. Он действительно на 50 % состоит из яблочных остатков, а все его изготовление тщательно контролируются организациями, отвечающими за соблюдение регламентов по производству экологичных материалов (LCA). В 2018 году мы начала сотрудничать с Ханнесом Парфом в Италии, чтобы создать достаточно тонкий, мягкий и износостойкий материал.

В качестве наполнителя мы используем холлофайбер из переработанного пластика: он прочный, теплый, легкий, не впитывает влагу и быстро ее выводит. По теплу холлофайбер сравним с гусиным пухом и, в отличие от синтепона, этичен и экологичен. Синтепон производится из полиэфирных волокон методом склеивания — этот клей как раз и снижает экологическую ценность материала. А холлофайбер представляет собой скрученные волокна полиэстера, похожие на мельчайшие пружины, отсутствие дополнительных химических добавок делает его более экологичным.

В качестве подкладки мы используем «зеленую вискозу», получаемую из целлюлозы. Хотя эту ткань производят из древесины (еще можно использовать бамбук), она считается искусственной, а все процессы ее производства, увы, далеко не экологичны: получение сырья (древесины) и его обработка химикатами отрицательно сказываются на окружающей среде.

Также мы используем тенсель — натуральное волокно, изготовленное из целлюлозы эвкалиптовой древесины, и лиоцелл — экологически чистый биоразлагаемый продукт. Мы отказались от тиражирования и производим каждое изделие в количестве не более двух единиц. В дальнейшем каждая вещь изготавливается под конкретный заказ.

Вы обращаете внимание на то, что носят люди вокруг?

Я очень люблю жизнь и людей. Каждый человек — это вселенная. Мне нравится наблюдать за людьми, и именно опыт человеческого взаимодействия ставит передо мной вопросы, ответы на которые я могу найти и выразить через свое творчество. Даже если этот опыт болезненный. Вообще, самое невероятное и волшебное, что может произойти с нами, — это сама жизнь. И тем, что я чувствую, я хочу делиться через искусство. 

Коллекция Liberation олицетворяет протест. Если представить, что люди бы в ней представляли свои интересы, — какие ценности бы это были?

Дух коллекции выражает развитие и движение вперед, свободу и честность.
Смелые образы отсылают нас к неопанк-культуре конца 1980-х – начала 1990-х годов. В нашем вызове нет агрессии. Позитив и созидательная энергия — это наше оружие против устаревшей системы ценностей, понятий, социальных порядков и образа жизни. Идея всеобщего освобождения выражается через одежду, яркие прически, макияж, аксессуары и украшения, в которых свобода экспериментов тесно переплетена с идеей экологичного производства и апсайклинга. В новой коллекции BOYARI найдется много смелых образов: от объемных курток из яблочной кожи с широкими плечами в сочетании с мини-юбками и рваными чулками до усыпанных булавками рубах из экологичного тенселя со оригинальными апсайклинг-решениями в аксессуарах.

Панки снова в моде или они никогда из нее не выходили?

Когда ко мне приходят студенты и начинают показывать свои эскизы, объясняя, где они сделают разрез, а где рюшу, я откладываю их работы и спрашиваю: «А в чем ваш прорыв? Как вы хотите изменить мир?» Ведь если у молодого человека, а особенно у художника, нет этого стремления, то мало вероятности того, что он сможет вершить историю этого мира.

Когда вы чувствуете свободу?

Чувствовать свободу — это чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью. Полностью отдаваться потоку без страха и сожалений, доверять жизни. Иногда мы забываем об этом, сами возводим вокруг себя заборы, думая, что они будут охранять нас от чего-то, и таким образом оказываемся в ловушке, сооруженной своими же руками. Я прожила подобное состояние и очень рада, что увидела эту ловушку. Страх — это первый шаг к несвободе, замкнутости, ограниченности. Сейчас я чувствую, как начинаю заново дышать, проживать каждую секунду, ощущать все многообразие непостижимых жизненных процессов. Многие считают, что быть свободным — значит не иметь симпатий, привязанностей и обязательно все время путешествовать, не привязываясь к одному месту. Свобода для меня — это абстрактное понятие, идущее изнутри, она не выражается в постоянном бегстве от ответственности. Иметь привязанности естественно, а свобода выбора существует у каждого из нас ежесекундно.

Какой бы вклад в российскую фэшн-индустрию вы хотели бы внести?

Я хочу, чтобы потребители вместо импульсивных решений чаще задавали себе вопросы. Думать и чувствовать — основная прерогатива человека. Культ потребления во многом измельчил нас. Вместе с Анастасией Подольской и Юной Завельской мы создали Ассоциацию Устойчивой Моды, для того чтобы объединить российских производителей экологичных материалов и поставщиков-импортеров, дизайнеров, образовательные институции и развивать российский рынок устойчивого производства и осознанного потребления в моде. Свою деятельность Ассоциация будет вести в Центре устойчивой моды. В нем будут проходить образовательные интенсивы, организовываться pop-up-магазины экологичных марок. Мы планируем активно развивать Green Fashion Week Russia — первую в России Неделю устойчивой моды. Пилотные показы пройдут уже в апреле 2022 года.

BOYARI – это новый культурный код в российской индустрии моды, развитие которого поддерживается Президентским фондом культурных инициатив РФ и Ассоциацией Устойчивой Моды в России. 

Чего нам ждать от BOYARI в ближайшем будущем?

Мы растем и развиваемся, я очень рада что в нашу семью (а для меня это скорее
семья, чем команда) приходят талантливые и профессиональные люди, которые хотят участвовать в развитии бренда, верят в него. Мы постоянно находимся в поисках инноваций в материалах и очень надеемся в ближайшем будущем начать собственное производство фруктовой кожи в России. Обеспечение экологичных инициатив и развитие устойчивой моды в нашей стране — миссия бренда, осуществляемая через Ассоциацию устойчивой моды. Мы будем и дальше объединять устойчивые бренды и помогать им развиваться через наш Центр.