Почему вам не удается наладить общение в новом коллективе – и как это исправить

Возьмите на заметку эти семь простых шагов.
Почему вам не удается наладить общение в новом коллективе  и как это исправить

Getty Images

Школа, институт, работа, спортзал, курсы повышения квалификации — всю жизнь мы адаптируемся к новым условиям и новому окружению. Период привыкания сам по себе полон стресса, но переживаний становится еще больше, если нам не удается найти общий язык с людьми вокруг. К счастью, есть способы, которые помогут наладить коммуникацию и произвести хорошее первое впечатление.

Расскажите о себе

Представлением новичка в школе обычно занимается учитель, на работе — руководитель или сотрудник HR-службы. Но не во всех коллективах этот процесс отточен. Возьмите инициативу на себя: во время первого же общего совещания попросите несколько минут и быстро расскажите о своем опыте и о том, какую роль будете играть в компании. Добавьте пару личных штрихов — расскажите о своем хобби, увлечениях. Старайтесь говорить лаконично, но экспрессивно: это повышает шансы на то, что к вам проснется интерес, и после первой планерки вам легче будет завязать общение с коллегами.

Смотрите в глаза собеседнику

Разговаривая с коллегой, не отводите взгляд в сторону, иначе вас могут счесть скрытным, неискренним и не очень-то умным человеком. К такому выводу пришла профессор Нора Мерфи, автор исследования, проведенного в Университете Лойола Мэримаунт в Калифорнии, США. Глядя собеседнику в глаза, мы создаем о себе позитивное впечатление: прямой открытый взгляд ассоциируется с высоким коэффициентом интеллекта и коммуникабельностью. Главное, не смотрите в упор слишком долго — такую манеру собеседник сочтет проявлением агрессии, и ему станет некомфортно.

Угостите коллег

Все любят, когда кто-то приносит в офис (или на учебу) что-нибудь вкусненькое. Совсем не обязательно устраивать фуршет или покупать что-то изысканное. Испеките печенье, принесите орешки или пачку чипсов. Выбирайте простые угощения, которые понравятся людям с самыми разными вкусовыми предпочтениями. А после еды не забудьте предложить новым коллегам жевательную резинку — это станет жестом ненавязчивой заботы. Исследования показывают, что человек, который часто делится с окружающими вкусностями, в целом быстрее вливается в коллектив, легче заводит друзей и выглядит в глазах коллег командным игроком.

Проявляйте интерес к окружающим

Очень важно, чтобы контакт с коллегами наладился с первой попытки. Ученые из Университета Западного Онтарио выяснили, что даже спустя несколько месяцев работы сотрудники относятся к новичкам именно так, как им подсказало первое впечатление. Поэтому постарайтесь, чтобы первое общение с коллегами прошло позитивно и добавило очков к вашей репутации. Во-первых, приложите усилия, чтобы запомнить имена людей, с которыми вы познакомились. Во-вторых, не пренебрегайте неформальным общением за чашечкой кофе или в личных чатах, если вы работаете на удаленке. Обсуждайте обычаи и практики, принятые в компании, узнавайте об интересах ваших коллег, их детях, домашних питомцах. Это поможет вам быстрее освоиться и даже, возможно, завести новых друзей.

Постарайтесь не жаловаться

Хотя бы в первый рабочий день постарайтесь избегать нытья и ворчания, советует американский эксперт по трудоустройству Линн Тэйлор, автор книги-бестселлера «Как распознать несносного босса». Вам может казаться, что человек, который жалуется на неудобный стул или сквозняк от кондиционера, вызовет сочувствие или быстрее сойдет за своего, но это ошибка. Если вам досаждает кондиционер, пересядьте. Только не нойте, иначе настроите коллег против себя. Еще хуже рассказывать, каким ужасным было ваше прошлое место работы — это все равно что на первом свидании в красках описывать свои отношения с бывшими. Первый день очень важный: излучайте оптимизм, приветливость и открытость, а поворчать вы еще успеете.

Не выпячивайте свои знания и способности

Даже если вы опытнее и точно знаете, как решить ту или иную проблему, не пытайтесь в первый же день собрать все знаки отличия. Коллеги сочтут вас выскочкой, и вместо восхищения вы вызовете всеобщее раздражение. Если вы знаете, как можно помочь, аккуратно предложите возможные варианты решения и прислушайтесь к обратной связи. Возможно, в предыдущей компании предложенный вами вариант действительно сработал бы, а в этой другие порядки и процессы устроены иначе. Вас все же попросили о помощи? Отлично! Только оказывайте ее без пафоса — не с позиции «вот как надо это делать», а скорее с посылом «хочешь, покажу как можно это улучшить или исправить?»

Найдите себе наставника

Во многих компаниях к новичку прикрепляется ментор, который объясняет, как все устроено, и помогает скорее стать полноценным участником рабочего процесса. Если вам с этим не повезло, не беда — попросите коллегу, который выглядит наиболее расслабленно, показать вам офис и немного рассказать о корпоративной культуре. Выясните, во сколько большинство сотрудников приходит на работу, когда уходят на обед и домой, часто ли работают сверхурочно, какие отношения у них с начальством. В идеале следует выяснить все детали еще раньше, до первого рабочего дня. Это поможет вам избежать ситуаций, когда вы выглядите белой вороной, — например, придя в строгом костюме в офис, где все носят джинсы и футболки.

Читайте также: Личный бренд в карьере: зачем он вам нужен и как его выстроить, чтобы увеличить свой доход

Фото: Getty Images