Soft skills в школах: как детей учат гибким навыкам и почему это важно

Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру», рассказывает, что такое мягкие навыки, а еще — как и почему их нужно развивать.
Soft skills в школах как детей учат гибким навыкам и почему это важно
Nick David

Иностранные языки и точные науки, высокий балл на ЕГЭ и призовые места на олимпиадах — все это, безусловно, определяет будущее вашего ребенка и важно для него. Однако за последние десятилетия стало очевидно: для счастливой и успешной жизни не достаточно одних лишь знаний и хороших оценок в дипломе и аттестате. Ученые выяснили: будущее детей, которые с ранних лет овладели гибкими навыкам, складывается более удачно — им проще находиться в социуме и выстраивать экологичные отношения с окружающими. Высокий уровень эмпатии, критическое мышление и лидерские качества помогают таким детям лучше разбираться в людях и совместно решать какие-то задачи, анализировать жизненные ситуации и делать правильные выводы. Согласно внутреннему исследованию Google, дети с хорошо развитыми мягкими навыками в будущем достигают лучших результатов, оставаясь продуктивными и стрессоустойчивыми.

Что такое мягкие навыки

Мягкие навыки (они же soft skills) — это определенное сочетание личных качеств и умений, которые помогают человеку без труда влиться в коллектив и даже занять в нем ведущую позицию. Такие навыки кроссфункциональны: неважно, какая у вас профессия, — они везде пригодятся.

Soft skills — это не что-то радикально новое. Раньше дети учились в классических гимназиях, подход которых строился как раз на взаимодействии дисциплин. А в уже в 1950-х годах в США появилась концепция 4К: критическое мышление, креативность, кооперация и коммуникация. Специалисты, которые готовили военных, посчитали, что такие навыки необходимы — ведь нужно уметь общаться с руководством и окружающими людьми, правильно доносить свои мысли.

Однако сейчас этих четырех навыков недостаточно. В 2016 году президент Всемирного экономического форума заявил, что началась Четвертая технологическая революция, поэтому к 2020 году каждый сотрудник, который стремится стать успешным, должен уметь:

  • решать комплексные задачи и быстро переключаться между ними;
  • критически и творчески мыслить;
  • руководить людьми, работать в команде;
  • распознавать эмоции других людей и собственные;
  • формировать суждения и принимать решения;
  • вести переговоры;
  • ориентироваться на клиента.

Так, новому поколению нужно освоить не только навыки 4К, но и, например, научиться планировать время и развить эмоциональный интеллект.

Критическое мышление

Критическое мышление — это способность формулировать свое мнение, аргументированно выражать его и фильтровать информацию. Дети сейчас находятся в постоянном информационном шуме, поэтому умение все проверять — must have для нового поколения.

Дома с родителями дети могут поиграть в настольные игры, развивающие память и внимание, например, Codenames, Cluedo, «Да-нетки». И если ребенок, например, выигрывает в какой-либо игре или преуспевает в чем-то другом, попросите его проанализировать — что ему помогло добиться успеха. Так у него вырабатываются определенные механизмы, которые в дальнейшем помогут быстрее принимать решения.

В школе же, когда ученик делает доклад, учитель может попросить других ребят задавать вопросы — так они разовьют привычку проверять информацию. А обычные конспекты, когда дети переписывают учебник, стоит заменить ментальными картами — это весьма удобный способ структурировать информацию и визуализировать свои идеи.

Коммуникация

Коммуникация — это умение понимать и доносить свою мысль. Этот навык включает понимание собеседника и его настроения, считывание вербальных и невербальных знаков и умение корректно выразить свою мысль. Но иногда у детей появляются коммуникативные проблемы — они периодически или постоянно не хотят общаться с окружающими, могут проявлять агрессию. Такое случается из-за определенных физиологических причин или, например, непроработанных эмоциональных травм.

Чтобы избежать возможных проблем, родителям нужно без криков и агрессии позволять ребенку делать маленькие открытия, а также объяснять на практике, как правильно вести себя в социуме. В результате ребенок не будет бояться общаться на детской площадке, на природе, в детском саду или школе.

Nick David
Креативность

Креативность — умение генерировать идеи, создавать что-то новое и ценное. И, конечно, это навык, который можно и нужно развивать. Дома с родителями ребенок может играть в настольные игры, например, в Activity, придумывать ассоциации и разные истории. Есть и более оригинальные способы тренировать креативность: попросите ребенка придумать необычное применение обычных вещей — например, ложки, или дорисовать какие-нибудь фигуры.

В школе, особенно в начальных классах, креативность развивается постоянно: на уроках рисования, на литературе — когда ребята пишут сочинения, на музыке. Кроме того, учителя могут устраивать увлекательные квесты по классу или территории школы — как день здоровья, только для ума.

Кооперация

Кооперация — формирование общей цели и определение способов ее достижения, принятие взаимообязывающих ролей, умение оказывать поддержку и взаимодействовать с участниками ситуации, понимание социальных норм и институтов.

Развивать навыки кооперации можно в школе во время внеурочной деятельности, проводя тематические занятия и разбивая детей на команды. Например, организовать для ребят квест или предложить им вместе сделать проект на тему экологии или космоса.

Конечно, дома развивать навыки кооперации сложнее — ребенок находится в комфортной среде, с родителями. Но всегда можно пригласить в гости одноклассников или друзей и устроить для них какую-нибудь интеллектуальную игру, где обязательно нужно работать в команде.

Планирование времени

Даже ребенку нужно правильно распоряжаться своим временем — когда вокруг столько активностей, важно уметь сосредоточиться на чем-то конкретном. Чтобы развить это умение, лучше с раннего возраста познакомить детей с таким понятием, как планирование. Родители сами не всегда хорошо организовывают свое время, поэтому они вместе с детьми могут изучить разные техники, почитать книги и даже пройти онлайн-курсы. Один из таких доступен на «Учи.ру» — курс «Планирование и достижение целей» для 1–4 классов. На нем ребенок разовьет ключевые навыки, необходимые в XXI веке, — тайм-менеджмент, планирование, постановка и достижение целей.

Эмоциональный интеллект

Под этим понятием часто подразумевают эмпатию, однако в реальности всё несколько шире. Эмоциональный интеллект — это и чувство юмора, и такт, и проявление уважения к собеседнику — все эти качества пригодятся ребенку в будущем, чтобы построить экологичные рабочие отношения и повысить продуктивность, а также укрепят его уверенность в себе.

Можно ли развить эмоциональный интеллект? Безусловно! Для этого, в том числе, необходимо чаще разговаривать по душам, называя эмоции и чувства своими именами, понимая, что не бывает плохих и хороших чувств. Также есть много игр для развития эмоционального интеллекта у детей. Например, «Кубик настроений» — подготовьте картинки с эмоциями и задавайте ребенку вопросы, например, «Какое настроение было у тебя утром?», а он в ответ показывает карточку и объясняет, почему испытывает именно эту эмоцию.

В школах развивать эмоциональный интеллект помогают психологи. Психология еще не стала обязательным предметом, но во многих учебных заведениях специалисты работают с ребятами на классных часах или на факультативных занятиях.

Развивать soft skills можно и нужно — они востребованы в любой профессии, постепенно становятся частью образовательного процесса и развивают личностный потенциал.