«Голубой огонек»: изучаем историю моды и красоты по главной новогодней передаче страны

Сравнительно недавно телевидение было главным источником бьюти-образов, и женщины ориентировались на звезд голубых экранов и «огоньков». Эту монополию позже разрушили журнали и затем — интернет. Тем интереснее наблюдать за эволюцией праздничного стиля. 
Наталья Селезнева
1970 год, Наталья СелезневаАлександр Коньков/ТАСС

Рассказывает Тим Ильясов (@timiliasov), исследователь моды, журналист, телеведущий

1960-е

В 1960-е годы, когда появляется передача «Голубой огонек», самыми главными звездами становятся космонавты: Юрий Гагарин, Павел Беляев, Алексей Леонов и, конечно же, Валентина Терешкова. За свадебным платьем, как у Валентины, охотятся многие девушки, ее прическу «артишок» тоже копируют. Такую же в то время «носят» такие звезды, как Лиз Тейлор. 

1963 год, Валентина Терешкова ТАСС

Участники «Голубого огонька» в 1960-е годы не просто сидят за столами: Гагарин ходит с камерой и что-то снимает — например, выступление Ларисы Мондрус (или по крайней мере делает вид, что снимает). Кстати, Лариса Мондрус — тоже одна из важнейших героинь той эпохи и абсолютная звезда телевидения 1960-х. Ее лаконичные платья, меховые накидки, пышную прическу многие пытаются повторить. После гибели Юрия Гагарина космонавты из передачи надолго исчезают, а вот звезды и певцы остаются. 

Когда мы говорим про 1960-е, конечно, вспоминаем Иосифа Кобзона, который фактически был открыт «Голубым огоньком». Поет свои знаменитые песни Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, с комедийными программами выступает Аркадий Райкин, юмористический дуэт «Тарапунька и Штепсель». 

А если говорить о звездах, чей стиль влияет на моду, нельзя не упомянуть Эдиту Пьеху — самую западную советскую звезду. Ее успех начинается еще в 1957 году, после появления на Всемирном фестивале молодежи и студентов, и с тех пор звезда олицетворяет прозападный советский образ. Поначалу ее наряды крайне женственны — с подчеркнутой тонкой талией в стиле new look. Уже в 1960-е появляется фирменный прямой силуэт и все та же прическа «артишок» с крупными локонами. 

1960 год, композитор Ян Френкель Галина Кмит/РИА Новости

Сформировавшийся в конце 1960-х звездный состав в общем и целом не уйдет с советских экранов на протяжении следующих десятилетий. И в 1970-е, и в 1980-е годы Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха и Муслим Магомаев будут поздравлять жителей Советского союза с голубых экранов.

1970-е

Однако уже в середине 1970-х произойдет серьезная ротация звезд на советском экране и, конечно же, в «Голубом огоньке», потому что эта программа является своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей состоятельность тех или иных знаменитостей. 

Несмотря на то, что главные ветераны сцены, такие как Эдита Пьеха или Иосиф Кобзон, никуда не исчезнут, многие звезды (например, Лариса Мондрус или Аида Ведищева) будут буквально выморены из эстрадной советской программы. Многие эмигрируют, и их на долгие годы забудут в СССР. 

Зато появляются новые звезды, например, Алла Пугачева. Впервые о ней услышали в 1965-м, когда певица исполнила свою трогательную песню «Робот», а в 1976-м она впервые принимает участие в «Голубом огоньке», и сразу в качестве соведущей и исполнителя. 

1976 год, Алла Пугачева Валентин Мастюков/ТАСС

Популярность Пугачевой колоссальна: начиная с 1976-го и до конца нулевых она будет обязательным спутником новогодних программ. Представить себе образ Нового года без Пугачевой станет невозможно. Как, впрочем, и без Софии Ротару — главной конкурентки Пугачевой и на сцене, и в образах, и в популярности.

1977 год, София Ротару Н. и А. Агеевы/ТАСС

Если говорить об «Огоньке» 1970-х, то там, помимо эстрадных песен, обязательно звучат арии из оперетт — их обожает Леонид Ильич Брежнев. Поют там и цыгане, которых Брежнев любит не меньше: главный цыган страны Николай Сличенко не сходит с экранов, и лишь изредка его подменяют артисты из театра «Ромэн». В 1970-х на «Огоньке» поет и другой известный цыган Николай Волшанинов. Ну, а Геннадий Хазанов заменяет старое поколение юмористов: у него появляется номер студента кулинарного техникума, а другие появляются в конце 1970-х и активно развиваются в 1980-е.

1980-е 

В начале 1980-х «Голубой огонек» все еще сдержанный, строгий. Состав звезд меняется незначительно, но все же появляется несколько новых героев. Самые дерзкие из них — Валерий Леонтьев и Лариса Долина. Для этого времени Леонтьев выглядит совершенно радикально, ярко двигается, и иногда его даже заставляют стоять на специальной небольшой платформе, чтобы он не танцевал. Потому что его движения слишком развязно-сексуальны, а стиль — достаточно избыточен, что не кажется приличным в контексте приличного советского праздника. 

1988 год, Лариса ДолинаТатьяна Крылова/РИА Новости

В 1980-е начинает активно петь Юрий Антонов и появляется новое поколение юмористов — Владимир Винокур, Михаил Жванецкий, Евгений Петросян. Забавно то, что они все еще не исчезли с телевидения, хотя уже сорок лет находятся на экранах. 

В 1986 году передача «Голубой огонек» исчезает. Теперь это концерт с небольшими нарядными сценами, которые сняты в разных концах столицы: ресторане «Арбат», музее-заповеднике «Коломенское». Все это пересекается в студии, где есть ведущий — очень похоже на то, что мы видим на экранах сейчас. 

1986 год, Екатерина СеменоваВиталий Созинов/ТАСС

В эфире звучат песни зарубежной эстрады, и выступает группа ABBA, популярность которой во всем мире уже поутихла, а у нас еще нет. Любопытно и то, что в 1987 году появляется формат совместной песни, а в конце новогоднего эфира все звезды вместе поют «Замыкая круг». Десять лет больше не будет «Голубых огоньков» — до 1990-х, когда их возродят, как новый романтизированный ностальгический формат. 

1990-е

В начале 1990-х новогодний жанр испытывает сложности — денег на телевидении гораздо меньше. В 1994 году на РТР все возобновляется: показывают программу, очень напоминающую «Огонек» по формату. Потом его будет делать ВГТРК. В 1995-ом на ОРТ появляется легендарный проект «Старые песни о главном», придуманный Константином Эрнстом и Леонидом Парфеновым. Выходит четыре ностальгические передачи, возвращающие российский мир к любви и к Советскому союзу (они были привязаны к разным эпохам, но обращали к зрителя, в первую очередь, к советскому кинематографу).

1992 год, Наташа КоролеваВладимир Веленгурин/ТАСС

К старым советским звездам добавляются такие герои 1990-х, как Леонид Агутин, Наташа Королева, Алена Свиридова, Алена Апина и другие. Сам «Голубой огонек» возобновляется в 1998, и теперь он называется «Новогодний голубой огонек на Шаболовке». Эта передача очень старательно имитирует советский «Голубой огонек», так как ностальгический интерес уже подогрет «Старыми песнями о главном». Параллельно главная звезда российской эстрады Алла Пугачева устраивает свои «Рождественские встречи». Не совсем новогодний эфир, но он идет в новогодние каникулы под Рождество и в формате новогоднего концерта.

1998 год, Лайма ВайкулеЛюдмила Пахомова/ТАСС

В конце 1990-х формируется некий пул новогоднего продукта: «Голубой огонек» и слегка театрализованное шоу на Первом канале, которое напоминает сказки, а также «склеенные» концерты. И в 1990-х, и в начале нулевых список звезд довольно стабилен: во главе стола Алла Пугачева и София Ротару, вместе с ними Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Олег Газманов, Лариса Долина, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе. Тут же появляется молодой и очень популярный герой Николай Басков. 

1992 год, Валерия Алексей Бойцов/РИА Новости

Иконы стиля 

Можно ли сказать что все эти звезды были иконами стиля и влияли на моду? Скорее нет, чем да, потому что в конце 1990-х очень четко отделяется образ эстрадного исполнителя от образа реального существующего человека в моде. Эстрадный исполнитель — гипертрофированный, избыточный, в каком-то слишком ярком наряде. Для россиян они не кажутся образцами для подражания.

2003 год, Кристина Орбакайте Борис Кавашкин/ТАСС

Ну а если все-таки говорить о тех звездах, которые на протяжении пятидесятилетней истории советского телевидения все-таки влияли на моду, то совершенно точно и очевидно такой звездой была Алла Пугачева. Особенно в 1970-е и 1980-е, когда ее прическу копировали многие. В 1960-х это Эдита Пьеха и ее танцы (она была первой, кто танцевал, исполняя песни), ее блузы с бантом, ее высокие прически и короткие юбки, которые вызывали восторг у зрителя. Ее, как и Аллу Пугачеву, одевал Слава Зайцев. 

1966 год, Эдита Пьеха Валерий Генде-Роте/РИА Новости

София Ротару в 1970-е несомненно влияла на увлечение этно- и фолк-стилем. Ее длинные юбки, темные прямые волосы, туники были очень востребованы во второй половине 1970-х и начале 1980-х. А уже в 1990-х на многих роковых и не сдающихся женщин повлияла Лайма Вайкуле. Ее несколько авангардный стиль копировали многие, особенно провинциальные барышни, жаждущие внимания. 

Но самая вечная икона новогоднего стиля — это Людмила Марковна Гурченко. Начиная с «Карнавальной ночи» и ее стиля new look, который она ввела в моду в 1956 году, и заканчивая гипертрофированно элегантным стилем в 1990-е — звезда всегда была в центре внимания. Если говорить об авангардном стиле начала 1990-х, конца 1980-х, то здесь сразу вспоминается Жанна Агузарова и группа Браво.

1996 год, Жанна Агузарова.Владимир Яцина/ТАСС

Как бы странно ни звучало, но в конце 1980-х годов определенной иконой стиля, которая ассоциировалась с модой, была Ирина Понаровская. Выступала и в «Голубых огоньках», и в новогодних эфирах, до этого пела в джазовом коллективе Лундстрема. Она привлекала многих женщин советского и постсоветского пространства своим стилем. Кстати, любопытно что в 1980-е годы, по легенде, на нее обращал внимание Дом Chanel и даже назвал ее «мисс Chanel Советского союза».

1988 год, Ирина ПонаровскаяЮрий Сомов/РИА Новости

Самое главное, что, на мой взгляд, произошло с новогодними эфирами на телевидении в последнее время, это появление новогодних шоу Ивана Урганта. То есть официально новогоднее шоу идет в новогоднюю ночь, а за день до этого выходит «Голубой Ургант» или «Ciao 2020», некая пародия на «Голубой огонек». Думаю, именно по таким программам мы сможем проследить идеологические линии моды через пару десятилетий.