Андре Леон Телли. Карьера как готовый киносценарий

Боссы Диана Вриланд и Энди Уорхол, стиль первых леди США и скандальные мемуары The Chiffon Trenches.

На 74-м году жизни в больнице города Уайт-Плейнс, штат Нью-Йорк, скончался Андре Леон Телли — легендарный редактор и креативный директор американского Vogue, одна из самых ярких и влиятельных персон модной индустрии конца двадцатого и начала двадцать первого столетия. Свой жизненный и карьерный путь он прошел рука об руку с самыми выдающимися гигантами отрасли: Дианой Вриланд, Энди Уорхолом, Джоном Фэйрчайлдом, Грейс Мирабеллой и, конечно, Анной Винтур. Когда-нибудь на их роли подберут актеров и по его мемуарам снимут фильм или сериал, в котором обязательно отдадут дань памяти ключевым событиям яркой биографии, а главного героя представят в его любимых кафтанах, мантиях и пелеринах от Ralph Rucci, Valentino и Dior.

Андре Леон Телли 2009 год

Андре Леон Телли, 2009 год

Patrick McMullan
Андре Леон Телли 2014 год

Андре Леон Телли, 2014 год

Larry Busacca
Андре Леон Телли 2017 год

Андре Леон Телли, 2017 год

JNI/Star Max

Карьера мечты

Андре Леон Телли родился 16 октября 1948 года в Вашингтоне, а в возрасте 10 лет нашел в библиотеке свой первый Vogue. Тогда же над его комодом появился портрет Дианы Вриланд, ассистентом которой он стал в 1975 году, в Институте костюма музея Метрополитен. Путь в журналистике Телли начал сразу после — именно Диана Вриланд предложила ему должность секретаря в Interview, где позже он по поручению Энди Уорхола начал вести свою колонку. Так Телли оказался в центре настоящего культурного взрыва эпохи 1970-х, ведь его рабочие дни заканчивались в Studio 54 в компании Дайаны Росс, Трумена Капоте и Грейс Джонс. Из Interview он перешел в Women's Wear Daily, став руководителем парижского бюро издания, проработал пять лет в W Magazine, после — в The New York Times, а в 1983 году занял должность редактора отдела новостей моды в Vogue. В том же году креативным директором издания стала Анна Винтур. Когда в 1987 году она возглавила журнал, Телли занял ее прежнее кресло. В должности креативного директора он оставался вплоть до 1995 года.

Дайана Росс и Андре Леон Телли 1979 год

Дайана Росс и Андре Леон Телли, 1979 год

Sonia Moskowitz
Андре Леон Телли  и Кристин Макменами 1995 год

Андре Леон Телли  и Кристин Макменами, 1995 год

Catherine McGann
Анна Винтур и Андре Леон Телли 1996 год

Анна Винтур и Андре Леон Телли, 1996 год

Evan Agostini

Поддержка темнокожего комьюнити

Один из немногих выдающихся темнокожих модных редакторов, в своих мемуарах Андре Леон Телли писал: «Для меня двенадцатилетнего, росшего на сегрегированном Юге, сама мысль о том, что с моим цветом кожи можно будет играть какую-то роль в этом мире, казалась невозможной. Вспоминать, откуда я пришел и кем в итоге стал, просто удивительно». А стал он проводником в индустрию моды для темнокожих моделей и дизайнеров. После получения степени бакалавра искусств по французской литературе в Университете Северной Каролины Андре Леон Телли защитил магистерскую диссертацию в Университете Брауна на тему «Роль североафриканских женщин в работах поэта Шарля Бодлера и художника Эжена Делакруа». Так началась его многолетняя работа в поддержку женщин с африканскими корнями: именно Телли убедил Карла Лагерфельда и Ральфа Лорена задействовать темнокожих моделей в своих дефиле и рекламных кампаниях, стилизовал знаменитую съемку по мотивам «Унесенных ветром» с темнокожей Скарлетт О’Харой, открыл для первой леди США Мишель Обамы молодых американских дизайнеров и в течение четырех сезонов выступал в качестве судьи в шоу Тайры Бэнкс «Топ-модель по-американски».

Андре Леон Телли и Наоми Кэмпбелл 1991 год

Андре Леон Телли и Наоми Кэмпбелл, 1991 год

George Rose

Стиль первых леди США 

Андре Леона Телли знают и как модного консультанта четы Обама — экс-президента США Барака Обамы и бывшей первой леди США Мишель Обамы, которая с подачи Телли стала настоящей феей-крестной американской индустрии моды. Однако в интервью телеведущей Тамрон Холл в зале Бруклинской музыкальной академии Андре Леон Телли поскромничал относительно своей роли в формировании ее образа: «Мишель Обама прекрасно осознавала, что она делала. Ей не нужны были мои советы. У нее отменное чувство стиля, и своим примером она вдохновляла многих женщин экспериментировать и миксовать дорогие бренды с масс-маркетом. Она была и остается экстраординарной, не только благодаря моде, но и благодаря активной социальной позиции».

Большую роль сыграл он и в модной судьбе Мелании Трамп, сменившей Мишель Обаму в статусе первой леди США. Причем сыграл тогда, когда она еще носила фамилию Кнаусс: в 2004 году он познакомил ее с самыми влиятельными фигурами модной индустрии, обеспечил место в первом ряду на Неделях моды и задал направление ее гардеробу, а взамен получил от Мелании разрешение сделать репортаж о подготовке к свадьбе с Дональдом Трампом. Невеста появилась на легендарной обложке американского Vogue в платье Christian Dior: номер, выпущенный в количестве 1,3 миллиона экземпляров, раскупили в первую неделю, и тираж даже пришлось допечатывать. Спустя десятилетие, когда американские дизайнеры объявили Мелании как новой первой леди бойкот, Андре Леон Телли был одним из немногих, кто выступил в ее защиту. В интервью изданию Daily Mail Телли заявил: «Я не поддерживаю «трампизм» в любом его проявлении, но о Мелании могу отозваться как об исключительно приятном и хорошем человеке. Почему бы не пожелать ей хорошо выглядеть и не помочь ей в этом?». Он не ошибся, напророчив ей блестящее модное будущее в Белом доме: «Очевидно, что она не изменит 4-дюймовым шпилькам и подчеркивающей ее фигуру одежде. Будьте готовы видеть ее в юбках-карандаш, а также костюмах и платьях женственного силуэта «песочные часы» с подчеркнутой, даже утянутой талией. Как и Джеки Кеннеди, Мелания любит асимметричный вырез на одно плечо, монохромные пальто и бежевые платья, но с длинными локонами не расстанется», — предсказал он. 

Мелания Трамп на обложке американского Vogue 2005 год

Мелания Трамп на обложке американского Vogue, 2005 год

Скандальные мемуары 

В мае 2020 года были опубликованы мемуары Андре Леона Телли The Chiffon Trenches: A Memoir, или «Шифоновые траншеи». Анонс книги вызвал у публики такой ажиотаж, что издатели даже выпустили ее раньше запланированного срока. Еще бы, это настоящая энциклопедия об изнанке индустрии моды. В книге Андре Леон Телли рассказал о встрече с Дианой Вриланд, об Энди Уорхоле и работе в Interview, о своем первом интервью с Карлом Лагерфельдом, которое оценила главный редактор Vogue Грейс Мирабелла, пригласившая его на должность редактора модных новостей, и, конечно, о годах работы и дружбы с Анной Винтур. Делимся отрывком, посвященным их первой встрече: «В 1983-м <…> Грейс пригласила меня в свой офис. <…> Она расспросила меня об интервью с Карлом Лагерфельдом и похвалила за него: «Очевидно, вы знаете, как разговаривать с дизайнерами. Попробуем сделать вас редактором модных новостей». Я сказал «Большое спасибо» и сбежал, пока она не передумала. По пути к лифту я увидел Анну Винтур, которую недавно назначили креативным директором Vogue. Мы не были знакомы лично, но я многое знал о ее репутации. Она вежливо улыбнулась мне, но мы не сказали друг другу ни слова. Когда я добрался до своей квартиры (она была в двух станциях от офиса Vogue), курьер передал мне записку со словами: «Добро пожаловать в Vogue. Буду рада совместной работе с вами. Анна Винтур». Быстро она!»

Андре Леон Телли The Chiffon Trenches 2020 год

Андре Леон Телли, The Chiffon Trenches, 2020 год

Редкая искренность 

И его биографию, и его интервью неизменно разбирают на цитаты, ведь в искренности и откровенности высказываний с ним мог тягаться разве что бесстрашный Карл Лагерфельд. 

О любимой бабушке: «Сегодня самое важное в моей жизни — это не забывать о драгоценных моментах детства, о тех жизненных уроках, которые передала мне моя бабушка. Благодаря ее советам я достиг успеха».

О детстве: «Я был одиночкой, так что чтение заменяло мне друзей. Я сбегал от реальности, листая журнал Vogue, всматривался в каждую строчку, в каждую страницу. Когда мне было 12 лет, я сказал, что хочу стать редактором рубрики «Мода». Я был одержим миром Vogue».

О Диане Вриланд: «Что во мне увидела Вриланд? Я был тощим, как карандашный грифель, очень высоким и, возможно, даже привлекательным. Но взяли меня на работу только благодаря знаниям. Я не строил из себя «крутого парня», но мне всегда было что рассказать». 

Об Энди Уорхоле: «С Энди каждый мог быть самим собой, для него все были равны — и дрэг-квин, и богатые наследницы. На «Фабрике» действовало негласное правило: если вы были интересны, вы попадали в тусовку. И хотя каждую ночь его видели на вечеринках, каждое утро Энди ходил в церковь, чтобы поблагодарить Бога за жизнь, деньги и свою мать». 

О собственном стиле: «В его основе — классическая тюдоровская элегантность. Но я черпаю силу и вдохновение не только в западной традиции, но и в культурах Африки и Северной Америки. Хотя в основе всего традиционная западная элегантность — двубортный костюм, сорочка и галстук». 

Андре Леон Телли и Марина Шиано 1980 год

Андре Леон Телли и Марина Шиано, 1980 год

Images Press
Марк Джейкобс и Андре Леон Телли 1990 год

Марк Джейкобс и Андре Леон Телли, 1990 год

Ron Galella, Ltd.
ЖанПоль Готье и Андре Леон Телли 1993 год

Жан-Поль Готье и Андре Леон Телли, 1993 год

Foc Kan
Андре Леон Телли и Карл Лагерефльд 1995 год

Андре Леон Телли и Карл Лагерефльд, 1995 год

Ron Galella
Андре Леон Телли  и Анна Винтур 1999 год

Андре Леон Телли  и Анна Винтур, 1999 год

Rose Hartman