«Рассадка спланирована пиарщиками бренда и иерархична, как самый феодальный из средневековых дворов. Ряд, в который вы помещены, является публичным заявлением для вас и ваших коллег о том, насколько важным дизайнер считает вас и вашу публикацию. Таким образом, первый ряд зарезервирован для самых важных редакторов моды и, конечно же, знаменитостей. Второй ряд предназначен для чуть менее важных людей, таких как редакторы модных газет, заместители редакторов международных журналов мод, а также партнеры и дети знаменитостей (дети милые и все такое, но они не заслуживают ценной недвижимости в первом ряду). Третий ряд — для модников и известных стилистов. Четвертый ряд и дальше — это в значительной степени модная Сибирь», — писала редактор моды The Guardian Хэдли Фриман в 2013 году, объясняя, почему попасть в первый ряд модных шоу — все равно что получить «Оскар» или «Грэмми». Рассказываем, как работников модной индустрии в первых рядах потеснили знаменитости, потом блогеры с миллионами подписчиков и рэп-исполнительницы, а коронавирус всех уравнял.
Модные показы не всегда проходили, как сейчас: в 1950-е это было многочасовое (и довольно скучное) мероприятие, рутинная часть работы байеров и модных редакторов. Модели выходили на подиумы с цифрами у руках (чтобы редакторы и байеры смогли потом опознать понравившиеся образы) и даже без музыки. Музыка появилась позже, в 1960-х. Помимо модных редакторов в первом ряду обязательно сидели постоянные клиентки и кто-то важный для дизайнера: мама, сестра.
В 1970-е американский дизайнер Рой Хальстен вместе с Энди Уорхолом стали делать показы, ставшие прообразом современных: с толпой модных тусовщиков и атмосферой классной вечеринки (как в главном нью-йоркском клубе эпохи «Студия 54»).
В 90-е годы фотографы Патрик Макмарен и Готье Галле в ожидании, пока модели переодевались, начали фотографировать знаменитостей и редакторов в первых рядах: расслабленных, не смотрящих в камеры, болтающих о том о сем. И случайно изобрели новый модный жанр: фотографии с первых рядов. Эти снимки в журналах рассматривали едва ли не больше, чем фото с подиумов. Пиарщики брендов поняли, что нельзя недооценивать силу первого ряда, и стали выбирать гостей так же придирчиво, как героев рекламной кампании. Мама, подвинься: места в первых рядах отдали Рианне, Бейонсе и Пэрис Хилтон.