Как помочь ребенку развить мышление и креативность

Анна Копылкова, мама четверых детей и сооснователь проекта «Мозгошкола», рассказывает, как увлечь детей игрой, почему у них должна быть свобода и как развивать креативность в ребенке.
Как помочь ребенку развить мышление и креативность

Анна Копылкова

Откажитесь от жестких рамок в воспитании ребенка

Мне как маме хочется, чтобы мои дети выросли гармоничными и разносторонними личностями. Для этого, по моему мнению, для ребенка нужно создать определенную среду. Когда родители пытаются вырастить из малыша лучшую версию себя или некую идеальную модель, они таким образом меняют его собственный путь и не дают реализовываться его креативным идеям. Если в воспитании присутствуют директивные действия, то есть родитель указывает, что и как нужно делать, это напрочь отбивает у детей желание проявлять и реализовывать свою фантазию. Гибкость и креативность родителей — одна из важных составляющих развития творческого начала в маленьком человеке.

Родитель, который смотрит на своего ребенка открыто, без жестко закрепленных рамок, имеет больше шансов вырастить независимую, креативную личность. Я не говорю, что рамки детям совсем не нужны. Безусловно, соблюдение режима дня и правильного питания, какие-то домашние обязанности и прочие рутины необходимы, потому что они составляют психологическую безопасность ребенка. С другой стороны, чуткость к стремлениям и увлечениям позволит не только поощрять креативность, но и укрепит душевный контакт родителя и ребенка.

Я против насилия, а вот в настойчивости есть свои плюсы: ребенок берет за образец поведение родителей — мягкое, но уверенное движение к цели.

Мы можем часто наблюдать, что детские желания меняются. Еще месяц назад ни о чем, кроме игры на пианино, и разговоров не было, а теперь это самое нелюбимое занятие. Как говорят эксперты — это нормально, так как способность волевого выполнения одних и тех же действий или удерживание дальней цели в течение длительного времени формируется ближе к подростковому возрасту. Здесь важно учить ребенка видеть границы — что он может сделать, а что нет, и при каких условиях. Мне всегда было сложно понять, стоит ли настаивать на продолжении тех или иных занятий. Я против насилия, а вот в настойчивости есть свои плюсы: ребенок берет за образец поведение родителей — мягкое, но уверенное движение к цели.

До появления нашего проекта и до того, как я познакомилась с экспертами, я отталкивалась от того, что рекомендуют многочисленные книги по детской психологии. Устанавливала простые и понятные детям рамки и правила: например, суп можешь не есть, но если хочется сладостей, то он обязателен. Это больше как система мотивации, которая учит детей понимать и видеть границы, правила игры, которые понятны и которые дети постепенно приучаются соблюдать.

Постепенно у нас в семье сложилась некая совокупность ритуалов, договоренностей, правил и различным образом выстроенных пространств для разного рода занятий, которую сейчас я собираю в методику по разумному родительству и организации комфортной и плодотворной жизни с детьми. Ведь многие взрослые люди не представляют, как это — жить с ребенком, быть с ним, играть и воспитывать. Для кого-то это выглядит нереализуемым челленджем, от которого либо отказываются в пользу чего-то более понятного, либо поручают разным специалистам.

Делайте ставку на развивающие игры

Умение реализовать задуманное без скандалов, криков и других подобных приемов пришло не сразу. Теперь, когда надо усадить пятилетку за занятия, я применяю различные игровые техники. Иногда мы забываем, что обучение ребенка — это чаще не выполнение заданий из книжек, а в большей степени игры: подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, — а ведь это простое знание делает нашу жизнь с детьми легче и приятнее.

Вспоминаю, как моя прабабушка играла со мной в детстве. Тогда это были простые предметы, которые она собирала на столе: наперсток, камешек, булавки, кубик. Из них складывались игры на развитие внимания, координации, воображения. Сейчас нам можно ничего не придумывать — существует огромный выбор развивающих игр.

Используйте игры и упражнения на развитие внимания, логики и креативности, моторики и координации, навыков достижения цели. Чередуя различные игры и упражнения, вы будете тренировать способность малыша не только перенаправлять внимание, но и переключать активность между разными зонами мозга.

1. Упражнения на развитие мышления

Например, рисование двумя руками, которое задействует одновременно оба полушария мозга и развивает мышление и восприятие ребенка.

2. Игры с мячом, которые развивают координацию движений и речь

Пример игры: участники передают мяч следующему игроку после каждых пяти слов или после ошибки, а второй игрок продолжает с того места, где первый прервался. А вот вариант для детей помладше: игроки передают мяч следующему участнику после каждых пяти слов, следующий игрок повторяет те же пять слов, пока мяч не попадет к первому игроку — вот тогда начинается новый раунд. Важно — подсказывать ребенку, какие группы слов будут следующими.

3. Творческие занятия

У нас дома есть и бумага, и карандаши, и краски, и пластилин, и полимерная глина, и картины из пайеток. Дети знают, где все лежит и что можно в любой момент брать это и пользоваться. Конечно, есть правила, к которым надо последовательно приучать в каждом возрасте: например, вернуть предмет на место после использования, прибрать за собой, использовать специальные места, фартучки, подложки. И конечно, нужно, чтобы родители проводили время за творчеством с детьми. Найдите то занятие, которое будет вам по душе. Это даже важнее, чем просто купить все эти предметы и принести их ребенку. ⠀

В блоге @mozgoshkola мы разбираем различные игры на предмет того, какие именно навыки они развивают. Такая информация помогает родителям понимать, что, когда они «просто играют» со своими детьми, они занимаются той самой важной работой на свете — воспитывают своего ребенка. Надо заметить, что в процессе игры и просто жизни взрослые передают подрастающему поколению не только умения, необходимые в играх, но и модели поведения, которые в отсутствие общения с родными дети берут от других, незнакомых, неблизких во всех смыслах взрослых.

Будьте гибкими и грамотно реагируйте на новые реалии

Для того чтобы, с одной стороны, не закостенеть в старых правилах, которые непонятны уже даже самому родителю, а, с другой стороны, не упустить изменения, которые очевидно (или неочевидно) уже наступают, важно смотреть на ситуацию как на абсолютно новую и менять установленные правила. Я называю это чек-пойнты. Это можно делать планово, а можно тогда, когда дети тебя спрашивают, например, в споре: «Ну почему же так надо?»

Самый простой пример — гаджеты. Задача родителя — не оградить ребенка от девайса, а научить использовать его, например, для образовательных целей.

Ваша способность мыслить широко влияет и на детей. Когда они видят гибкость родителя, они и для себя рассматривают такой вариант действий. Это закладывает более глубокую привычку — не просто креативить в моменте, но подходить к жизни более открыто, рассматривая большое количество вариантов.

Отложить в сторону все дела, телефон и посторонние мысли — это самое ценное, что мы можем дать нашим детям. Многие ответы приходят тогда, когда место беспокойства занимает удовольствие от совместного времяпрепровождения.