«Громкие не стреляют»: мифы и факты о подростковой агрессии

Президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень после трагедии 11 мая в Казани опубликовала пост в Facebook, где объяснила, почему подростки становятся агрессивными и что провоцирует их на совершение преступлений.
Почему подростки агрессивны Разбираемся вместе с экспертом

Агрессивность — это состояние злости, гнева, основной целью которого является причинение физического или морального вреда окружающим. По данным аналитического центра НАФИ, 50 % россиян сталкиваются с агрессивным поведением подростков, но только около 2 % считают, что причиной может стать травля со стороны одноклассников, учителей и взаимодействие со сверстниками. Президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень подробно объяснила причины появления агрессивности у подростков и опровергает устоявшиеся стереотипы о влиянии психического состояния и интернета.

Миф: Интернет и компьютерные игры повышают уровень агрессии

«Компьютерные игры не повышают уровень агрессии — это доказано. Проведено немало лонгитюдных исследований на эту тему. Со всех сторон, в разных дизайнах. Нет, никакие компьютерные игры на уровень агрессивности не влияют. Еще смешнее звучит «Все зло — в интернете». Это как сказать «Все зло — в телеграфном столбе». Интернет — это средство связи. В нем можно найти, как сделать бомбу, а можно — как сделать мягкую игрушку для больного ребенка или как испечь пирожки для хосписа», — говорит Екатерина. В 2018 году ученые из немецкого Института человеческого развития провели эксперимент, в рамках которого 90 добровольцев со стабильным психологическим состоянием, которые раньше не сталкивались с компьютерными играми, в течение двух месяцев по 30 минут в день играли в GTA и Sims. В итоге исследователи пришли к выводу, что уровень агрессии и эмпатии испытуемых остался прежним и не менялся в течение изучаемого периода.

Миф: преступники с навязчивыми идеями всегда психически нездоровы

«Убийца с идеей фикс практически никогда не является подлинно психически больным человеком. Людей с реальными психиатрическими заболеваниями среди жестких преступников — чуть более двух процентов. Более 97 % убийц психически здоровы — это тоже доказано масштабными исследованиями. А вот среди жертв жестоких преступлений психически больных гораздо больше, чем здоровых. Психическое заболевание повышает риск стать жертвой убийцы, а не убийцей».

Факт: агрессия — это реакция на стресс и низкую самооценку

«Во-первых, агрессивное поведение может быть ответом на тревожность, сопровождающую стресс. Во-вторых, несколько исследований указывают на четкую корреляцию между агрессией и низкой самооценкой. Например, исследователи из Национального университета Кёнгбук в Южной Корее изучали связь между неустойчивой самооценкой и агрессией. Для исследования привлекли 235 детей предподросткового возраста и измеряли их самооценку четыре раза в течение четырех дней подряд, а проактивное и реактивное агрессивное поведение оценивали в равных номинациях. Для описания стабильных черт и флуктуирующих компонентов состояния самооценки использовалась скрытая модель «черта-состояние-случай». Результаты показали, что в самооценке компонент «состояние» имел существенную связь с агрессивным поведением. Еще одно исследование ученых из Калифорнийского университета в Дейвисе также показало, что низкая самооценка связана с агрессией, антисоциальным поведением и склонностью к совершению правонарушений. Более того, эта связь была выявлена как поперечно, так и лонгитюдно, и после контроля над потенциальными смешивающимися переменными, такими как наличие/отсутствие поддержки от родителей, их отношений с ребенком, взаимодействие со сверстниками, успеваемость в учебе, социально-экономический статус и уровень интеллекта. Надо отметить, что влияние самооценки на агрессию не зависит от нарциссизма — это важный вывод с учетом недавних заявлений, что люди с нарциссизмом, не обладающие низкой самооценкой, являются агрессивными».

Факт: на повышение уровня агрессии могут влиять нерадивые педагоги

«Репрессивные реакции, принижающие фразы, оскорбительные фидбэки — это почти что автоматизмы, которые необходимо вытравлять из педагогического лексикона, потому что они не так безобидны, как кажется. В наших школах дети боятся делать ошибки, потому что их расценивают не как способ обучения, а как грех, нарушение и причину для оскорблений. Учителя умеют работать только с заведомо высокомотивированными учениками, а с теми, у кого нормальные когнитивные данные, но пониженная мотивация (в силу разных, социальных в том числе обстоятельств) не любят и учить не умеют. Для них создают хроническую ситуацию неуспешности — это последовательная депривация самооценки, которая ведет к психическому резистанту. Вплоть до самого ужасного. Школьный стрелок, представьте себе, может пойти на преступление, чтобы доказать, что он умный. Хроническое унижение и размещение его в страте неудачников вызывает желание проявить себя «высокоинтеллектуально»: ведь спланированное и совершенное преступление в этой извращенной логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни. «Громкие» не стреляют. Это значит, что человек не был примечен, он жил в жестком дефиците положительного внимания. За ним в итоге он идет с ружьем».

Факт: любая агрессия — это дефицит soft skills

«Такие преступления — всегда многофакторный риск, но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать. В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию, развивать в школах принципы демократии, уделять особое внимание гуманитарным дисциплинам: литературе, истории, обществознанию, искусствоведению, иностранным языкам, объяснять, зачем мы изучаем химию и биологию (чтобы познать человека). Любая агрессия — это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills, а эти навыки — продукт гуманитарный. Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий необходимо максимально убирать соревновательность и внедрять командный дух. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот лучше, кто шустрее подсобил в достижении общей цели. Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе вместо вооруженной охраны. Необходимы уроки коммуникации: бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, словесному выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации — без всего этого школа не будет безопасным местом».

Источник материала