Оказался он живой: как бренды отказываются от тестирования косметики на животных

На календаре 21-й год XXI века, а тестирование косметики на животных до сих пор остается легальным в большинстве стран мира, включая Россию. К счастью, ситуация меняется, и мы попросили экспертов рассказать, какие гуманные методики приходят на смену кроликам и мышкам.
Оказался он живой как бренды отказываются от тестирования косметики на животных

Фото: Gianni Penati

Хорошие новости: на сегодняшний день тестирование косметики на животных запрещено уже в 30 странах (еще в начале 2000-х в этом списке было ноль государств). И даже в Китае, где безопасность всей (!) продающейся косметики нужно было подтверждать тестами на животных, наконец-то задумались хотя бы о частичном переходе на альтернативные­ методы.

Косметические гиганты­ давно стали отказываться от подобной практики — для Garnier, например, такие тесты­ остались в далеком 1989-м. Cегодня, чтобы ни у защитников прав животных, ни у покупателей не оставалось вопросов, компании добровольно получают соответствующие­ сертификаты. Так, с этого года вся продукция Garnier одобрена организацией Cruelty Free International — для этого­ эксперты оценили каждое звено в огромной цепочке поставщиков­.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Ноль жестокости: бренд Garnier получил официальный статус Cruelty Free

В Европейском союзе тестирование косметики на животных запрещено в принципе — как готовых продуктов (с 2004-го), так и отдельных ингредиентов­ (с 2013-го). В России такого запрета нет, однако с 2012 года у нас утверждены альтернативные методы тестирования парфюмерно-­косметической продукции — проще говоря, тесты на животных не запрещены, но и не обязательны. Выбор делают сами производители, и, например, уже в 2012-м от «помощи» животных отказались все косметические бренды компании Unilever в России, а с прошлого года бренд «Чистая линия» можно найти в списке PETA («Люди за этичное обращение с животными»), крупнейшей международной организации в сфере защиты прав животных. Именно логотипы­ PETA и Cruelty Free (ищите кролика­ на упаковке) служат 100 %-ной гарантией, что тесты на безо­пасность косметических средств проводились гуманными методами.

Какими? Сейчас расскажем.

Фото: Gianni Penati

In vitro и так далее

Самая главная проверка, которую должна пройти косметика, — на токсикологию, то есть на отсутствие опасных для жизни и здоровья веществ. Как делали раньше? Брали крысу­ или кролика и смотрели, какую реакцию вызывает услов­ный новый шампунь на их слизистых, — это называлось «тест in vivo», то есть «на живом». Сегодня в распоряжении ответственных производителей есть тесты in vitro («в пробирке») и ex vivo («из живого»).

В пробирке тесты проводят с участием бактерий (не просто гуманный, но и веганский способ), на «подвижных клетках крупного рогатого скота» (за этим эвфемизмом обычно скрывается сперма быка) или на оболочке куриных эмбрионов (курицы от этого не страдают). А для метода ex vivo (его обычно применяют для оценки безопасности отдельных ингредиентов) используется человеческая кожа, которая остается, например, после пластических операций, или вообще искусственно выращенные клетки (самый сложный и дорогостоящий вариант).

Существует и третий вид безо­бидных тестов, расчетный — он позволяет оценивать токсикологические показатели на основе данных об ингредиентах. Метод разрешен в ЕС, в России обсуждается возможность его применения.

По полной программе

Токсикологический тест для косметики главный, но не единственный. Все новые­ средства­ проверяют на стабильность формулы, эффективность­ консервантов, устойчивость­ к внешним воздействиям. Например, крем нарочно загрязняют микрофлорой и в течение четырех недель наблюдают, что с ним происходит (как будто вы набираете крем из банки ­  пальцами­, а не лопаточкой, но вы же так не делаете, правда?). Если­ он сохраняет свои свойства — значит, консерванты справляются с поставленной задачей. Средство могут нагревать (как будто его забыли на жаре­), охлаждать­ (взяли с собой на мороз­), воздействуют на него­ ультрафиолетом­, устраивают болтанку в специальном шкафу (эффект женской сумки) и проверяют­ на сов­местимость с упаковкой­. Ни один из этих факторов не должен мгновенно испортить продукт, а от результата­, в частности­, зависит срок его хранения. Все эти испытания проходят только в лабораторных условиях, без участия животных.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Проверка эффективности

Вы удивитесь, но производителям чаще всего не нужно подтверждать эффективность косметических средств. В Европе, например, такое тестирование обязательно лишь в том случае, если на упаковке есть конкретное обещание: «разгладит морщины», «избавит от акне», а вот абстрактные anti-age или «для проблемной кожи» в подтверждении не нуждаются.

Правда, ответственные производители проводят дополнительные тесты по собственной инициативе (этим славятся и такие крупные бренды, как Dior, Dove, Eucerin, и нишевые вроде Meder Beauty Science). Они, например, проверяют на клетках кожи (in vitro), не будет ли средство вызывать раздражение при постоянном использовании. Или проводят тесты на потенциальную фототоксичность: косметика ни в коем случае не должна повышать чувствительность кожи к к ультрафиолетовому излучению. Да, это сказывается на цене продукта, но зато вселяет уверенность: средство не только поможет, но и не навредит.


Наши эксперты:

Марина Верещагина, эксперт Weleda

Марго Волгина, этичный блогер @marpeta_rus

Анна Дычева-Смирнова, генeральный директор выставки InterCharm

Оксана Иванова, косметический химик, основательница бюро научно-технических разработок DOKA LAB, создатель бренда G.Love

Тийна Орасмяэ-Медер, врач-косметолог, основательница бренда Meder Beauty Science

Сергей Остриков, бьюти-предприниматель, создатель Ostrikov Beauty Publishing

Алексей Прокопов, к. м. н., директор корпорации «РОС-Химия»

Ольга Филиппова, директор направления разработок Aravia

Анна Хронина, эксперт по маркетингу Davines Russia