Органические продукты: что это и в чем их отличие от «экологических» и «фермерских»

Анна Ольговская, PR-директор бренда органических продуктов питания «Углече Поле», рассказала Glamour, чем органические продукты отличаются от остальных и почему не стоит слепо верить маркировкам «натуральный», «экологический», «био» и «фермерский».
Органические продукты что это и в чем их отличие от «экологических» и «фермерских»

Анна Ольговская

Сегодня на каждом шагу мы окружены брендами и блогерами, которые говорят про ЗОЖ, про биохакинг, про новые диеты, революционные бьюти-средства и не только. Но есть одно международное движение, которое развивается более 50 лет и про которое, кажется, кричат меньше всего. Это движение — основа основ, без которого любой «полезный» рацион питания может оказаться очень вредным и опасным. Это — органическая еда.

Если взглянуть на историю развития сельского хозяйства в XX веке, становится ясно, что органическая модель появилась как ответ на широкое распространение и бурное развитие индустриально-химической модели. Выделить органические продукты в отдельную категорию потребовалось именно для того, чтобы подчеркнуть их способ производства, отличающийся от обычного.

Только термин «органический» в названии продукта имеет законодательную опору и соответствующий сертификат качества, дает покупателям гарантию безопасности.

Органическими могут называться только те продукты, при производстве которых применяли лишь органические приемы и технологии, не использовали пестициды, синтетические удобрения и искусственные химические соединения. Во многих странах существуют законы об органическом производстве, национальные стандарты и технические регламенты, строго контролирующие его технологии и приемы, а в итоге — качество продуктов. Во всем мире рынок органической продукции увеличивается с каждым годом, и при этом на ее рекламу производители практически не тратятся. Маркетологи не навязывают покупателям органические продукты, миллионы людей сами выбирают их, потому что заботятся о своем здоровье и здоровье близких. Это доказательство того, что органика не просто мода, а философия жизни.

В США законодательно зафиксирован термин «органический», и там существуют стандарты, технические регламенты, контролирующие органы и сертифицирующие агентства. В России для продуктов этого класса законом тоже закреплено название «органический». Именно оно зафиксировано в межгосударственном стандарте ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».

На сегодняшний день «органический» — это единственный законодательно закрепленный термин, характеризующий чистую еду, то есть произведенную не в рамках индустриально-химической модели сельского хозяйства.

Чем же отличаются «органические», «натуральные», «экологические», «био» и «фермерские» продукты?

Маркировка «натуральный»

Продукт может считаться натуральным, если он произведен природой, а не синтезирован человеком в лаборатории. Но это не означает, что продукт не был выращен и обработан с помощью химических веществ, антибиотиков, гормонов и прочих синтетических препаратов.

Маркировка «экологический/экологически чистый»

Согласно российскому законодательству, все продукты, допущенные в торговую сеть, прошли проверку соответствующих контрольных органов и априори являются экологически безопасными. Использование понятия «экологически чистые» запрещено по отношению к продуктам питания в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078.01. Поэтому продукты, имеющие такую дополнительную надпись на упаковке, только вводят потребителя в заблуждение — таким заявлением производители как бы выделяют свою продукцию среди прочей, хотя вся она получена и зарегистрирована в соответствии с общим законом, и это не закон об органике.

Маркировка «био/эко»

Маркировка «био/эко» используется в некоторых европейских странах для продуктов, произведенных по органическим технологиям. В России эти надписи не имеют никакой законодательной поддержки, на отечественных товарах подобные надписи на этикетках — лишь маркетинговый ход.

Маркировка «фермерский»

В последние годы стала пользоваться большой популярностью фермерская продукция. Людям кажется, что у продуктов, произведенных на ферме (малосерийном сельхозпредприятии), качество значительно выше, чем у продукции крупных предприятий. На самом деле, фермеру зачастую приходится интенсифицировать производство, а в ряде случаев вкладывать в него больше химии, гормонов роста и антибиотиков, чтобы снизить риски потерь и собственные издержки. Возможно, что фермер действительно старается применять безопасные производственные практики, но он не может дать покупателям никаких гарантий, ведь производство фермерских продуктов никак не регламентируются. В отношении качества термин «фермерский» абсолютно несодержателен, хотя и вызывает подсознательное доверие у покупателя.

Только термин «органический» в названии продукта имеет законодательную опору, соответствующий сертификат качества и дает покупателям гарантию безопасности. Остальные лишь дезориентируют людей.

Подбор диет и рациона питания – очень индивидуальная вещь, требующая больше сил и внимания, чем слепое следование советам в интернете. Но какой бы рацион вы себе ни выбрали, он должен быть основан на чистых сертифицированных органических продуктах, потому что в противном случае вреда может оказаться больше, чем пользы, если «полезный» рацион состоит из продуктов, полных губительных химических веществ.