Сын не любит напрягаться

Пишет Ольга: «Сын выбирает путь наименьшего сопротивления. Помогите разобраться!»
Сын не любит напрягаться

Пишет Ольга: «Мне 38 лет. Замужем. Трое детей. Старшему 15 лет. Вопрос связан как раз с ним. Это мой сын от первого брака. Вторая семья образовалась, когда Мише было 5 лет. Мой муж его усыновил. С детства Миша был морально слабым ребенком. Я пыталась «сделать из него мужчину»: в школе он 3 года ходил в секцию карате, но бросил, когда начались спаринги – не выдерживал морально. В начальной школе с удовольствием вязал спицами шарфики. Уже тогда, в начальной школе, прослеживалось его отношение к жизни: зачем напрягаться, когда проще сделать операцию, выпить таблетку, просто ничего не делать. И не работали никакие стимулы. Мы всегда очень ограничивали его в телевизоре и компьютере. Он отказывался от любых хобби, ничего не надо и делать не буду. Сейчас та же ситуация с учебой. Начались проблемы в 6-м классе, до этого учился без троек. С начала года запустил учебу, и год закончил с полной уверенностью, что его могут оставить на 2-й год. Я говорила с учителями, объясняла, создавшаяся ситуация не вина ребенка, а его беда, и ему нужна помощь, но меня не услышали, мы перешли в другую школу. В новой школе была проще программа, но в его классе были ребята из неблагополучных семей. По словам Миши, они издевались над всеми. Опять ушли из школы. Устроили его в экстернат, где он закончил сразу 8-й и 9-й классы. После стали выбирать училище. Он сам выбрал специальность, сам выбрал техникум, сам поступил... Первую сессию еле сдал. Его двоюродный брат (ровесник) учится в колледже, где учить ничего не надо, а только за посещение ставят тройки и дают стипендию. И желание сейчас у сына одно: забрать документы из техникума и пойти в тот колледж, даже на 1-й курс. Потому что там легко! Не потому, что ему нравятся специальности. Ему и сейчас нравится специальность, на которую он учится, но здесь надо трудиться, поэтому учиться он хочет вместе с братом... Зачем напрягаться, когда можно ничего не делать? Последствия? Это будет потом, потом и подумаем... В свободное время играет в компьютерные игры, на синтезаторе (его это успокаивает), катается на роликах, велосипеде, лыжах. Но это только хобби, заниматься в секциях не хочет. Хочет идти работать. Я не знаю что делать: дать самому выбрать легкий путь и пожинать плоды? Пока заставляю его учиться. Помогите разобраться!»

**Отвечает психолог https://www.glamour.ru/ Софья Николаева: «**Ваш сын вступает во взрослую жизнь. Пусть он сам учится выбирать направление и понимать, что ему нужно. Попробуйте провести с ним такую методику: пусть он представит, что на полу нарисованы три линии времени. Первая линия связана с его выбором - закончить колледж, в котором он учится сейчас. Какова цвета эта линия, из какого материала она сделана? Нужно сделать небольшой шаг вперед на этой линии и представить, что прошло полгода. Что он чувствует, что происходит в его жизни? Еще небольшой шаг вперед - прошел один год. Те же вопросы. Потом 2 года, 5 лет и 10 лет: что он делает, чем занимается, его цели и интересы в жизни. При этом вам нельзя комментировать или давать оценки. То же самое пусть он представит с другими возможностями: бросить учебу и пойти работать, работать и учиться, учиться в колледже, в котором учится его брат. Нужно представить и пройти каждую временную линию. Он может подумать и решить после этого для себя, возможно, не сразу, какая история ему больше нравится».

Задать свой вопрос психологу и другим экспертам https://www.glamour.ru/ вы можете на info@glamour.ru