Сын не хочет учиться

Пишет Анастасия: «Как донести до человека, что нужно строить свою жизнь и чего-то добиваться? У меня не получается».
Сын не хочет учиться

Пишет Анастасия: «Мне 35 лет. Моему старшему сыну исполнилось 16. Не могу его понять. Всю его жизнь пыталась развивать в нем самостоятельность, но он совершенно не самостоятельный. Постоянно приходится ему о чем-то напоминать. А если не напомнишь, забывает. У меня ощущение, что учится он только для меня. Не могу донести до него, что это нужно в первую очередь ему, для его жизни.

Проблемы начались в седьмом классе. Он потерял интерес к учебе, съехал на тройки, стал много времени проводить у компьютера. Уговоры, запреты, беседы ни к чему не приводили. Пытались стимулировать, хватает его максимум на неделю хорошей учёбы, а потом опять то же самое.

В девятом классе с его согласия и обещания взяться за ум взяли двух репетиторов для подготовки к экзаменам. Сдал хорошо. Мы радовались, хвалили его. Он ведь совсем не глупый и может учиться очень хорошо. После экзаменов была комиссия по приёму в десятый класс. 13 из 15 учителей сказали, что не хотят учить Сашу в следующем классе из-за того, что он не хочет учиться. Дали время подумать. Мы с мужем решили не давить на него, чтобы ребёнок принял сам решение. Саша сказал, что будет учиться дальше в школе, что в колледж не пойдёт, понимает, что к нему будет пристальное внимание, и учиться придётся тяжело. Я предупредила, что мы будем помогать только в том случае, если будем видеть, что он старается. 20 сентября появилось первое осложнение - Саша нахамил репетитору (мы решили оставить их одних), они всегда очень хорошо общались, а тут он, видите ли, не выспался, потому что был день рождения, и он не сделал домашнее задание. Решили, что в последний раз, извинились. Гляжу, ребенок всегда с учебниками, читает, приходя из школы, хвастается хорошими оценками. Я была очень довольна переменами, да и в семье легче атмосфера стала. Но в конце четверти попросила дневник посмотреть. Он же все это время говорил, что классная руководительница не собирает дневники, оценок там нет. В итоге 12 двоек по разным предметам, многие не закрытые. До конца четверти неделя. Спрашиваю, что будет делать. Он в ответ: я все исправлю, оценки в конце этой четверти, говорит, выставлять не будут. Со следующего дня начал бегать по учителям, просить дополнительные задания, чтобы исправить оценки. А если бы я не посмотрела в дневник, наверное, ничего и не было. Поговорила я с ним, объяснила, что я такой поступок считаю предательством, ведь он нас обманывал. Ведь даже не оценки его нужны, а отношение к нам нормальное. Чтобы не подставлял нас перед учителями, ведь мужу пришлось просить, чтобы его в школе оставили, да и просили его больше нас не обманывать. Если что-то не понимаешь, так ты и скажи. Мы готовы помочь. Обидно стало, а он даже не захотел извиниться или поговорить с нами. Я спросила, может, ему лучше без нас пожить, может, достали мы его. Объяснила, что хочу, чтобы он попробовал пожить без моих нравоучений, я умываю руки, больше не буду следить, когда он делает уроки, когда играет в компьютер.

Молчим уже три недели, моя нервная система не выдерживает. Ведь чувствую, катится мой ребенок вниз. 2 дня он не заходил в компьютер, а потом не выдержал, наверное. Дома тяжко, обходит нас с мужем как препятствия, общается только с младшим братом. Сегодня проспал экскурсию, на днях пропустил репетитора. Не понимаю я его, как можно так относиться к своему будущему?! Перед глазами нет тунеядцев и плохо живущих людей. Должна же быть тяга жить хотя бы не хуже своих родителей. Помогите советом, как себя дальше вести с ним. Как донести до человека, что нужно строить свою жизнь и чего-то добиваться? У меня не получается».

Отвечает психолог https://www.glamour.ru/ Софья Николаева: «Вы выбрали правильную стратегию, предоставив уже взрослому ребенку самому планировать свои действия и отвечать за них. К сожалению, судя по вашему письму, мальчик не осознает последствий своих действий и бездействия. Возможно, именно потому, что у него перед глазами не было негативных примеров родственников-неудачников, ему сложно представить, что с ним может случиться в будущем, если не заниматься учебой вплотную. Для начала ему нужно просто объяснить, что случится, если он сделает так или не сделает так, как вы говорите. Тем не менее слова могут не всегда четко доходить до подростка в полном объеме, поэтому важно, чтобы он на практике понял последствия своего поведения и причины, почему нельзя запускать учебу. Снять полностью родительский контроль – очень опрометчивый поступок, необходимо его ограничить, но не снимать совсем. Договоритесь с ребенком, что будете проверять его успеваемость и выполненные задания раз в две или три недели. В течение этого периода он должен сам решать, когда и что делать, пойти ли ему на чей-то день рождения или сделать вместо этого домашнее задание. Тем не менее, по окончании оговоренного периода не должно быть «хвостов» в учебе, иначе последует наказание, которое вы тоже должны оговорить заранее. В случае его успешной работы по этой схеме можно увеличить периоды его самоконтроля. Объясните парню, что такой метод контроля поможет ему в планировании времени при учебе в институте, если он туда все же хочет попасть, а не пополнить ряды российской армии с последующим сложным трудоустройством без образования».

Задать свой вопрос психологу и другим экспертам https://www.glamour.ru/ вы можете на info@glamour.ru