Стюардессы бизнес-авиации: правила

Glamour побывал в школе, где готовят персонал для частных самолетов.
Стюардессы бизнесавиации правила

Не праздничное застолье, но мастер-класс по элитному вину: девушки при исполнении должны разбираться в предметах роскошиВ школу стюардесс бизнес-авиации приходят не столько ради возможности надеть красивую форму – бортпроводниц готовит почти каждая крупная авиакомпания. Но лишь у выпускниц этого учебного заведения борт становится социальным лифтом. Из которого можно если и не выйти на высшем этаже (традиция женитьбы олигарха на стюардессе ушла в прошлое вместе с разводом Романа Абрамовича), то хотя бы приобщиться к жизни богатых и знаменитых: типичный пассажир частного самолета – политик, бизнесмен, кинозвезда. «Это не работа, а стиль жизни, от которого потом непросто отказаться. Достаточно один раз подняться в небо, чтобы уже никогда не захотелось возвращаться в офис», – говорит Ирина Юшина, генеральный директор JetService, школы по подготовке стюардесс для бизнес-авиации. Ирина знает, о чем говорит: за ее плечами – пятнадцать лет работы бортпроводницей и 6000 часов в воздухе. Но ее до сих пор тянет «наверх».  Улыбочку, вас снимают

Бортпроводница должна уметь отличать не только красное вино от белого, но и хорошее от плохого. К счастью, отличать дорогое от дешевого не придется — в бизнес-авиации не принято экономить на еде, спиртных напитках и сервировке столаБизнес-центр, школа JetService, второй день занятий. Стройные девушки рассаживаются на свои места и достают тетради. Первое, что бросается в глаза, – улыбки. Очень скоро я узнаю, что хотя хмурым в этом классе делать нечего, но и доброжелательность – не единственный критерий отбора учениц. «Мы берем только тех, в ком абсолютно уверены, что из них получится хорошая стюардесса. А без высшего образования и хороших манер это исключено», – говорит мне Ирина и проходит в центр аудитории. Первый вопрос, который она обычно задает абитуриенткам: почему вы хотите стать бортпроводником? Просто «мечтающих о красивой жизни» Ирина тут же отбраковывает – готовность к труду должна доминировать над желанием летать по всему миру. Ведь бортпроводница не «путешествует», а выполняет рейс. И не «по разным странам», а куда отправят. С самого первого занятия девушек настраивают на тяжелую («50 % своего времени стюардесса тратит на уборку самолета»), но высокооплачиваемую работу. Оглашаются средние оклады: от 60 000 до 200 000 рублей плюс командировочные от 150 евро в день. Но и это не предел: компанию одной из здешних выпускниц ее работодатель оценил в 300 000 в месяц – бизнесмены, которые вкладывают в покупку и содержание самолета десятки миллионов евро, могут не экономить на сотрудниках. И если стюардессы у наших бизнесменов всегда соотечественницы, то пилоты, как правило, иностранцы. «Девочки, учите язык! С экипажем вы будете общаться только на английском, заказывать кошерную еду VIP-пассажиру, приземлившись в Африке, тоже», – заканчивает речь директор и тут же дает всем задание к завтрашнему дню составить на английском языке свое резюме.  Который живет над крышей

Наглядная демонстрация двух важнейших качеств стюардессы: медитативное спокойствие (брюнетка здесь) и открытая доброжелательность (блондинка снизу). Через три недели занятий в школе каждая из них должна научиться воплощать собой и то и другое одновременноТретий день занятий. Утро начинается с обсуждения трагедии под Ярославлем. Погибла хоккейная команда «Локомотив». Наталья Шелест, которая читает лекцию по предмету «Сервис класса luxe», никак не может прийти в себя. Сейчас она начальник службы бортпроводников авиакомпании «Джет-2000», а когда-то летала, и погибший командир бизнес-джета Як-42 Андрей Соломенцев был другом семьи. Слышу из зала реплику: «Частный самолет подчиняется тем же законам физики и теории вероятности, что и все остальные, так что и богатые тоже боятся летать». Наталья рассказывает, что задача стюардессы – вселять в пассажиров уверенность в удачном завершении полета. «Кроме того, вы должны дарить пассажирам домашнее тепло, – объясняет она. – Вот заходит он на борт усталый, в плохом настроении, что-то, может, не то про него в газете написали. И видит фрукты на столике, цветы, шампанское. И понимает, что все в порядке, что его здесь ждали и можно наконец расслабиться».  Полевая кухня

Наступает перерыв, и Наталья наливает мне чай. Я видела, что заваривала его Света, по совместительству профессиональный чайный сомелье. На мой комментарий «Отличный!», не задумываясь, рассказывает: «Это же гуаньиньулун. Идеален для снятия стресса, выдерживает до 30 заварок. Сильный аромат, утонченный вкус». Света пришла учиться на стюардессу, потому что «любовь к небу у нее с детства». Ее мама работала экспедитором в аэропорту Алма-Аты, поэтому обычным делом для девочки было возиться не с игрушками, а с ланч-боксами. Но пластиковых коробок ей уже не увидеть – на бизнес-борту она будет расставлять фарфор и натирать столовое серебро. Посуда должна соответствовать еде. «У нас особые пассажиры, и им нужна особая еда: если блины – то с икрой, если мясо – то мраморная говядина. И стюардесса должна стараться, чтобы на борту было абсолютно все, что нужно», – поясняет Ирина. «Абсолютно все» – это еще и винотека. Составлять ее тоже будет сама бортпроводница. Поэтому в школе в том числе учат и отличать моносепажные сорта винограда от ассамбляжных, пинотаж от шираза, оттенки белой сливы от тонов фиалки.  Досмотр перед вылетом

В учебном классе стоит манекен, на нем – костюм стюардессы. Пиджак, юбка до колен, туфли на маленьком каблучке. От себя каждая девушка, как правило, добавляет к форме нитку жемчуга и маленькие часики. Это максимум, который позволителен на борту. Внешность «небесной ласточки» должна быть аскетичной – хотя стандартов красоты вроде бы и нет, очень красивых и бывших моделей в профессии не ждут. «Стюардесса не демонстрирует себя, она создает комфортную атмосферу, оставаясь незаметной. А у моделей самодемонстрация с эротическим уклоном выработана настолько, что они не могут даже поставить бокал на стол, не позируя», – говорит Наталья Либерт, психолог и бизнес-тренер. Помимо умения «поставить бокал», при приеме на работу соискательница сдает массу других «экзаменов». Свое заключение о ней дает кадровое агентство, личный помощник владельца самолета и даже пилоты. Сотрудница проходит проверку на детекторе лжи, ее биографию изучает служба безопасности, да и сам хозяин активно участвует в процессе найма. «Владелец самолета может задавать довольно странные вопросы, – говорит Юшина своим студенткам. – Например, один человек спросил стюардессу, насколько быстро она ест. Оказалось, что если «медленно, значит, и работает плохо». Для другого были важны аккуратность и чистоплотность: на собеседовании, которое проходило зимой, он попросил девушку снять сапоги. Увидев педикюр, он успокоился: понял, что девушка за собой следит.  **Чек-ин, чек-аут ** Если провести в школе хотя бы два дня, начинает казаться, что проходишь инструктаж на военном объекте. Но если вдуматься, то понятно, почему: раз даже в метро объявляют, что это «транспорт, связанный с повышенной опасностью», то что говорить про самолет. Пусть и маленький, пусть и красивый, пусть и дорогой. Быть стюардессой бизнес-джета – ответственная работа. VIP-пассажир должен быть доволен полетом всегда – это закон. Начинающие бортпроводницы в своей работе первое время видят только преимущества. Но психологически выдерживают не все: не каждая воспримет как должное необходимость приседать перед клиентом на корточки (чтобы выслушать его пожелания или накрыть ему обед), переобувать его, пристегивать ему ремень безопасности – что делают сотни сотрудниц бизнес-джетов. «Стюардесса бизнес-джета должна ощущать себя в первую очередь хозяйкой дома, которая думает не о себе, а о том, чтобы ее гостям было хорошо», – говорит психолог и бизнес-тренер Наталья Либерт.  Я вспоминаю красоту облаков, яркий цвет закатов и историю будущей «небесной ласточки» Лены – на эти курсы ее отправил жених, пилот из Швейцарии. Она выучится всем премудростям пинотажа и купажа и через год переедет в Женеву. Там они поженятся и будут вместе летать – он за штурвалом, она – в красивой форме.  **Евгения Венглинская, 34 года **В небе – 5 лет

В бизнес-авиацию я пришла очень взрослой, в 28 лет. У меня два высших образования, до этого я возглавляла PR-департамент в одной крупной компании. Я работала по 12 часов в сутки, буквально сгорая на работе. Когда поняла, что достигла потолка, ушла без сожаления. Начала карьеру стюардессы, стала победительницей конкурса «Королева неба 2008». Сейчас я стюардесса-фрилансер. Это выгодно, потому что ставка выше, и надежно — есть пассажиры, которые без меня вообще никуда не летают.  **Наталья Лукьянова, 22 года **В небе – 1 год

Стюардессой я стала случайно. До этого у меня была скучная и нудная работа в Университете дружбы народов. Однажды прыгнула с парашютом и поняла, что без неба больше не смогу. Решение пойти в бизнес-авиацию приняла сразу. Опыт работы с людьми у меня был, и я не боялась никаких трудностей. Правда, недавно летела с принцессой Монако Каролиной и очень волновалась. К счастью, она оказалась очень дружелюбной и приветливой девушкой. Впрочем, и мы, стюардессы, не подкачали. **Екатерина Богомолова, 29 лет **В небе – 8 месяцев

До того как стала бортпроводницей, я была менеджером по работе с клиентами в частном детском саду. Но идея стать стюардессой пришла давно. Моя бабушка работала в аэропорту, мой дядя был бортинженером. Я окончила институт, вышла замуж, родила ребенка, и эти мысли, казалось бы, улетучились навсегда. Но вот мой ребенок вырос, и я вспомнила о своей давней мечте. Теперь работаю на частном самолете, у меня прекрасные клиенты — семейная пара с детьми. Если мне позволит здоровье, я буду летать всю жизнь. **Ирина Юшина, 35 лет **Директор школы JetService, в небе – 15 лет

За время работы стюардессой бизнес-авиации я облетела весь мир. А ушла, чтобы открыть свою школу, и не пожалела об этом. Неземная красотаРомантический образ стюардессы воспет не только в «Мимино», но и в американском кинематографе.  «Пэн Американ»

Эта авиакомпания разорилась в 1991-м, а сериал о ней вышел в 2011-м: первые серии о захватывающих приключениях Кристины Риччи в небе уже есть в сети. «Боинг, боинг»

Комедия 1965 года доказывала, что одного парня может хватить сразу на трех стюардесс (при удачном расписании полетов). «Поймай меня, если сможешь»

Фрэнк Абигнейл (в исполнении ДиКаприо) легко выдавал себя за пилота, но попробовал бы он без подготовки справиться с работой бортпроводницы. «Вид сверху лучше»

Героиня Гвинет Пэлтроу не только делает головокружительную карьеру — из стюардесс местных линий в пилоты авиалайнера, но и обретает семейное счастье.