Поиск призвания: 5 советов для тех, кто чувствует себя не на своем месте

Что делать, если вы чувствуете себя не на своем месте и застряли в поисках профессионального призвания? Делимся советами Елены Резановой, специалиста в области карьерных стратегий и автора книги «Это норм!».
Поиск призвания 5 советов для тех кто чувствует себя не на своем месте

Все мы рано или поздно испытываем на своем карьерном пути то чувство, когда «хочется чего-то большего». Чего? Мы и сами толком не знаем, но понимаем, что пришло время что-то менять. Кто-то в один миг решает бросить все и начать карьеру с чистого листа. Кто-то, напротив, надолго застревает в точке выбора.

Существует ли на самом деле призвание? И что делать тем, кто чувствует себя не на своем месте? Делимся советами специалиста в области карьерных стратегий Елены Резановой из ее книги «Это норм!», вышедшей в издательстве «МИФ».

Поймите, что не существует единственно правильного ответа

Откуда вообще в наших головах появляется мысль об идеальном призвании? Достаточно открыть любую социальную сеть или медиа — и на нас обрушатся призывы «заниматься только тем, что нравится» или «найти дело жизни, чтобы больше никогда не работать».

Мы верим, что существует некая идеальная работа, которая будет всегда делать нас счастливыми и от которой будут гореть глаза. И, не найдя ее, каждый раз заново отправляемся на поиски.

Однако стоит признать, что на самом деле в карьере, как в родительстве, ничего не бывает идеально. И ощущение «что-то не так» — обычная жизненная ситуация. Это нормально и не всегда служит сигналом к тому, что пора все менять.

Одно только осознание этого поможет вам выйти из бесконечного цикла сравнения себя с другими, освободиться от лишней тревожности и почувствовать свой ресурс.

Ищите вектор, а не цель

Когда мы решаемся на изменения, то всегда ставим перед собой цели — например, «стать топ-менеджером». Однако важно заглянуть глубже.

У внешней цели есть множество «подводных камней»: она может исчезнуть, пока вы к ней стремитесь (например, в компании расформируют отдел, который вы стремились возглавлять). А еще вы сами можете измениться и перерасти цель (но при этом продолжать по инерции двигаться к ней).

Вот почему важнее определить собственный вектор развития. То есть смысл, внутреннее наполнение того, к чему вы стремитесь. «Стать топ-менеджером» — это цель. «Создавать среду, в которой люди проявляют лучшие способности и генерируют гениальные идеи» — это вектор.

Вот упражнение, которое поможет с поиском вектора. Представьте, что вы достигли карьерной мечты. Что стало вершиной этого этапа? Собственный магазин? Должность руководителя в большой компании? Запишите это. А затем ответьте на вопрос «Что в этом для меня классного?». Допустим, вы стали преподавателем Стэнфорда. Что в этом классного? Возможность общаться с лучшими в своей сфере и самому быть таким, двигать свою тему вперед.

Проверяйте гипотезы

Худшее, что вы можете сделать на этапе поиска себя, — это зависнуть в точке выбора. Бесконечно размышлять, что сделает вас счастливее.

Это забирает энергию, лишает уверенности в себе и повышает тревожность. В конце концов срабатывает закон обратного усилия: чем больше ищешь, тем меньше вероятность найти.

Чтобы начать действовать, важно избавиться от страха «свернуть не туда». Это можно сделать, если вы будете искать не готовые ответы, а всего лишь выдвигать гипотезы.

Для этого попробуйте начать движение в выбранном направлении — не торопясь, маленькими шагами. Устройте себе месяц писательской жизни. Запишитесь на курс по маркетингу. Выполните несколько пробных заказов как дизайнер.

Худшее, что вы можете сделать на этапе поиска себя, — это зависнуть в точке выбора.

Возможно, уже на этом этапе вы поймете, что не так уж сильно любите писать, что в маркетинге вам интересна лишь одна конкретная область, что вы не хотите сами за все отвечать и заставлять себя работать, а нуждаетесь во внешнем контроле.

В момент, когда вы начинаете действовать, возникает магия, и вы больше не стоите на месте. Энергия начинает возвращаться.

Работайте над случайностями

Изучая истории успеха многих людей, мы видим, какую большую роль сыграла в их жизни простая случайность. Однако любую счастливую случайность на самом деле можно привлечь.

Во-первых, «чтобы поймать волну, надо зайти в воду». Вероятность встретить свой шанс выше, если вы что-то делаете: участвуете в конкурсах, записываетесь в волонтерский проект, покупаете обучение у мастера.

Во-вторых, важно просто быть в порядке. В потухшем состоянии, когда человек устал и разряжен в ноль, встреча с возможностью просто не сработает. Не стоит постоянно быть в режиме напряженного ожидания, это обесточивает. Поговорка «Все получится, стоит только расхотеть» не так уж парадоксальна, как кажется на первый взгляд.

Харрисон Форд, например, много лет ходил на пробы и параллельно работал плотником. Когда он пришел на пробы «Звездных войн», то не выглядел как человек, которому нужны деньги на кусок хлеба. Он знал, что не потеряется в жизни, даже если эта роль не будет его.

Управляйте своей востребованностью

Управление карьерой — это во многом управление своей востребованностью. Можно быть независимым предпринимателем, но работать против себя, не развиваясь и истощая ресурсы. А можно быть наемным сотрудником и работать на себя, становясь ценнее и дороже с каждым годом.

На нашу востребованность влияют три фактора: профессиональный багаж, связь с реальностью и репутация. Работа над каждым из них позволит вам двигаться вперед вне зависимости от внешних обстоятельств.

Как не остановиться в развитии, чтобы наша ценность не перестала расти? Всегда задавать себе вопрос: «В чем я вырос на этой неделе/в этом месяце/квартале?». Что вы узнали нового? В чем стали лучше разбираться? Если постоянно следить за этим, застоя не произойдет даже во времена неопределенности.

Фото: Кадры из фильма «Ла-Ла-Ленд»