Жизнь меняется к лучшему! – к такому выводу пришел исследовательский центр портала SuperJob.ru, изучив результаты своего ежегодного опроса. Если в 2005 году чуть больше половины (52 %) опрошенных считали, что жизнь в России за последние пять лет стала лучше, в то время как 30 % утверждали, что хуже, то в 2007-м уже две трети (65 %) из 3500 респондентов отметили позитивные перемены, объясняя это тем, что «появилось больше возможностей для личностного и финансового роста» «и значительно вырос уровень зарплат».
Накануне Нового года Glamour решил выяснить, насколько обоснованы эти радужные настроения и на что в действительности можно рассчитывать. А специалисты в области карьеры поделились своими соображениями на этот счет и точными данными о тенденциях на российском рынке труда.
«Бесспорно, мы наблюдаем повсеместный рост зарплат. Кроме стабильности в экономике и расширения рынка этому способствует демографическая яма на рынке труда. В ближайшие несколько лет мощного притока новых кадров не предвидится, поэтому работодатели борются за уже присутствующих на рынке специалистов, предлагая все более выгодные условия работы», – сообщает Елена Карчебная, специалист по подбору персонала на административные позиции кадрового агентства Avanta Personnel. Когда вы в последний раз наводили справки о своей рыночной стоимости? Сделайте это немедленно. В первую очередь это касается работников в возрасте тридцати – тридцати пяти лет. ВЦИОМ выяснил, что самые высокие зарплаты в России получают люди именно этого возраста – тогда как в Европе больше всего зарабатывают 50-летние. У нас же у 45-летних заработки ниже почти на 20 %, а у граждан предпенсионного возраста – на все 60 %. Такой перепад ненормален и был обусловлен переходом России от социалистической экономики к рыночной. «Методы работы людей старшего поколения, сформированные в 70-е и 80-е, устарели. А вот 30-летние отлично адаптированы к новым условиям, а кроме того, уже успели накопить большой опыт работы, – говорит Карчебная. – Нынешние 30-летние в свои сорок пять будут получать еще больше, чем сейчас».
Помимо заработной платы от работодателей совершенно естественно требовать гарантий социальной защищенности. «Большинство организаций сейчас изощряются, предоставляя сотрудникам все новые и новые льготы, особенно если зарплаты у них не слишком высокие. Полисами добровольного медицинского страхования уже никого не удивишь, теперь застраховать на работе можно и детей, и всю семью, – сообщает Карчебная. – Некоторые компании обеспечивают работников путевками в санатории и бесплатным питанием». Агентство Avanta Personnel предоставило в качестве иллюстрации этой новой тенденции «Обзор заработных плат и компенсаций», проведенный в 90 компаниях Санкт-Петербурга с общей численностью сотрудников более 36 000 человек (данные за первую половину 2007 года). Вот что предлагают сегодня работодатели: полисы дополнительного медицинского страхования (78 % компаний), обеспечение питанием или доплата на него (73 %), материальная помощь в экстренных случаях (73 %), новогодние подарки детям (62 %), занятия спортом (38 %), доставка сотрудников на рабочее место от ближайшей к офису станции метро (36 %), предоставление работникам кредитов до 1 млн рублей на срок до десяти лет (22 %). Примерно те же показатели можно наблюдать на рынке труда большинства крупных городов России.
Согласно проведенному в этом году опросу портала SuperJob.ru, 98 % из 20 000 человек считают, что работа должна доставлять удовольствие. И лишь 1 % респондентов заявляют, что это совершенно необязательно, соглашаясь с высказыванием: «Для меня главное – оклад, и чем он выше, тем лучше». Психолог Анна Карташова, коуч, руководитель «Психологического центра на Волхонке», объясняет этот феномен так: «Первейшая мотивация человека –заработать денег, чтобы удовлетворить базовые потребности: в пище, крове, одежде, безопасности. Без этого мы ни о чем другом думать не можем. Когда же этот уровень обеспечен, на первое место выходят условия работы (хороший коллектив, удобное расположение офиса, отдельный кабинет) и интересная работа. Причем каждый вкладывает в это понятие что-то свое: для одних это может быть наличие командировок, для других – небанальность решаемых задач. За последние три года благосостояние населения повысилось, и все больше людей стремятся получать от работы удовольствие». Елена Карчебная подтверждает: «Не менее половины кандидатов, которые приходят к нам, ищут в первую очередь интересную работу. Тех, кто гонится лишь за высокой зарплатой, становится все меньше».
В книге «Мотивация и оплата труда: Инструменты. Методики. Практика» Елена Ветлужская пишет: «Рост по вертикали – наиболее распространенное понимание карьеры... Это подъем на более высокий уровень в иерархической структуре. Рост по горизонтали – это расширение задач на том же месте». Сейчас все больше людей предпочитают расти по горизонтали. Стать начальником – уже не главная цель, а одна из опций. Люди ищут не власти, а возможности самореализоваться, стать профессионалом. Это подтверждают и данные аудиторов компании Grant Thornton: доля женщин среди руководителей в российских компаниях постепенно уменьшается, если в 2004-м она составляла 42 %, то в 2007 году – 34 %! Более того, во многих сферах деятельности вместо того, чтобы годами дожидаться повышения по службе в одной и той же конторе, рациональнее переходить из компании в компанию каждые два-три года – и таким образом находить свое место. Не зря более трети опрошенных ВЦИОМ жалуются, что в родной конторе сделать карьеру нереально.
«В связи с развитием интернета все больше компаний приходят к мысли, что удаленная работа и гибкий график – это выгодно. Это относится в первую очередь к профессиям, которые подразумевают создание интерактивного продукта: поддержка сайта, написание текстов, – объясняет Анна Карташова. – Каждый год появляется на 20 % больше вакансий со свободным графиком работы. Причем на уровень зарплат график практически не влияет».