Микроагрессия на работе: как распознать и что отвечать

Разбираемся, как отвечать на агрессивное поведение и почему приставка «микро-» не облегчает ситуацию.
Микроагрессия на работе как отвечать на агрессию и нападки

Мы совершенно точно можем распознать агрессивное поведение: люди навязывают вам свое мнение, враждебно встречают ваши идеи и в целом ведут себя с вами крайне недружелюбно — все довольно очевидно. Но что делать, если речь идет о микроагрессиях, когда человек ежедневно старается вас задеть и ставит в неловкое положение?

Термин «микроагрессия» ввел психиатр и профессору Гарвардского университета Честер М. Пирс (Chester M. Pierce) — так он охарактеризовал постоянные оскорбления, которым подвергались афроамериканцы в США. Сегодня значение слова расширилось: теперь под микроагрессиями понимают любое косвенное выражение неприязни к человеку.

Косвенное — ключевое слово. Микроагрессии сложно выявить. Несерьезные на первый взгляд издевки могут серьезно подорвать вашу уверенность в себе и своих возможностях. Главная опасность кроется в том, что подобные высказывания заставляют вас додумывать слова обидчика, и неизвестно, до чего эти мысли могут довести. Особенно микроагрессия опасна на работе — постоянное пребывание во враждебной обстановке может плохо сказаться на вашей продуктивности.

Что же такое микроагрессия в реальной жизни?

Проще говоря, это любой комментарий или поведение оскорбительного характера, из-за которого человек может почувствовать себя некомфортно. Микроагрессия может быть сознательной или бессознательной, но результат всегда один: жертва, которая вынуждена существовать с агрессорами на одной площадке, чувствует себя крайне дискомфортно.

Наибольший интерес психологов вызывает микроагрессия на работе, где люди проводят большую часть своего времени. Постоянные нападки превращают человека в аутсайдера и помещают его на низшую ступень офисной иерархии, даже если его должность выше. Помните, как в сериале «Друзья» против Моники ополчилась ее команда поваров? И никого не волновало, что она босс.

Мы и так испытываем стресс, когда нас критикуют за нашу работу, а если добавить сюда нелицеприятные комментарии по поводу внешнего вида, выбора блюд за обедом, прически или цвета кожи, то день в офисе может превратиться в один большой кошмар.

Не стоит думать, что вы преувеличиваете

Проблема микроагрессий в том, что они заставляют человека чувствовать себя «чужим»: мы испытываем чувство стыда за то, что не так говорим, думаем, одеваемся, едим и так далее. Это плохо характеризует и обидчика: скорее всего, у агрессора есть нерешенные личные вопросы и полный багаж предрассудков.

Отвечать или не отвечать?

Вы сами решаете, как реагировать. Работа, конечно, важна, но еще важнее ваше душевное здоровье. Иногда стоит поставить человека на место, если вы уверены, что это не вызовет еще большую агрессию. К сожалению, мы не можем рассчитывать, что все достаточно зрелые для того, чтобы признавать свои ошибки.

Можно просто проигнорировать нападки или сделать вид, что вы не поняли обидчика. Вопрос только в периодичности — как часто этот человек ведет себя агрессивно по отношению к вам. Ну и конечно, не стоит игнорировать обидчика, если он действительно причиняет вам боль.

Еще один способ избавиться от агрессора — поговорить с ним, вступить в диалог. Попытайтесь заранее определить для себя, чего вы хотите достичь этой беседой, потому что от этого будет зависеть ваш подход: либо вы пытаетесь изменить его поведение, либо просто озвучить свои чувства.