«Это любовь на всю жизнь»: первая женщина-машинист электропоезда — о работе своей мечты

Стать первой в России женщиной – машинистом электропоезда 25-летняя Елена Лысенко-Салтыкова мечтала с детства, но это оказалось очень не просто. В интервью Glamour Елена рассказала о тернистом карьерном пути, до сих пор существующих в обществе гендерных предрассудках и борьбе за свою мечту.
Интервью с первой женщиной  машинистом электропоезда

Жакет и юбка, все Sportmax; топ, Blumarine; туфли, Moreschi (NO ONE).

Твоя история любви к железной дороге началась еще в школе, тогда же ты пошла учиться на Детскую железную дорогу (филиал РЖД), где дети могут начать осваивать железнодорожное дело. Чем тогда притягивала эта профессия, и как к твоему выбору отнеслись родители?

Железная дорога мне нравилась с детства. Наверное, она всем детям нравится. А почему я выбрала эту профессию? Моя профессия в любом случае должна была быть связана с транспортом: вся моя семья работает в этой сфере. Изначально я хотела пойти по стопам отца, стать летчицей: небо манило меня, оно до сих пор не оставляет меня равнодушной. Но Детская железная дорога находилась рядом с домом, поэтому я стала заниматься там. Сначала это было хобби, а потом оно переросло в любовь на всю жизнь. Родители к моему выбору отнеслись с пониманием.

Расскажи о своем обучении. Как оно складывалось?

Вообще, данной профессии можно обучаться после 9 класса общеобразовательной школы. Но так как мои родители хотели, чтобы я поступила в институт, у нас был уговор, чтобы я доучилась до 11-го и дальше выбрала сама: институт или техникум. Может быть, они надеялись, что я передумаю, но этого не случилось. Я поступила в Московский колледж железнодорожного транспорта, но документы приняли не с первого раза. Кстати, это был не единственный колледж, куда я пробовала поступить. Везде мне сначала говорили: «Девочек не берем». Так что, прежде чем меня приняли, мне пришлось около полугода походить по инстанциям.

Жакет и юбка, все Sportmax; топ, Blumarine; туфли, Moreschi (NO ONE).

Почему девушек не хотят учить железнодорожному делу?

Может быть, из-за незнания законов или из-за страхов, предрассудков. Ни на момент моего поступления, ни сейчас женщинам не запрещено обучаться по специальности «машинист электропоезда». Есть только перечень профессий, по которым в связи с тяжелыми условиями труда не могут работать женщины, куда, в частности, входит профессия машиниста. Поэтому все задавались вопросом, как я буду проходить практику. Мне тогда разрешили ее пройти только по слесарному направлению, хотя это немного не мой профиль. Поездную практику, по своей специальности, я проходила за свой счет уже после окончания колледжа.

После выпуска из колледжа ты пыталась устроиться на работу, но тебе постоянно отказывали. Как это объясняли работодатели, как ты реагировала?

Я обошла все депо Московской железной дороги, которые смогла было найти, — везде был отказ. После нескольких попыток я поняла, что ходить в отдел кадров не имеет смысла, там всегда отвечали одно и то же — показывали перечень, в котором профессия машиниста указана как запрещенная для женщин, и отказывали в приеме. Я стала ходить сразу к начальству, но некоторые руководители даже не пускали к себе в кабинет. Иногда работодатели отказывались дать письменный отказ в трудоустройстве — мне ведь нужны были официальные документы, с которыми я могла бы дальше куда-то обратиться, чтобы решить свою проблему.

На самом деле в законодательстве на этот счет сказано, что женщину могут трудоустроить, если будет соблюдены соответствующие требования охраны труда. Некоторые депо имели современные локомотивы, на которых мне могли позволить работать, но руководство не собиралось заморачиваться.

Жакет и юбка, всеSportmax; топ, Blumarine; туфли, Moreschi (NO ONE).

На какую должность удалось устроиться в первый раз?

Помощником машиниста я смогла устроиться только в 2018 году, примерно через полтора года после окончания колледжа. Поначалу я работала слесарем тепловозного депо.

Были ли моменты, когда ты думала, что получить «права» не получится?

Чтобы я думала, что вообще не смогу, — наверное, нет. Были моменты, когда опускались руки. Но поплакала — и забыла. И дальше работать.

Платье, Paul & Joe.

Есть ли люди, которые для тебя являются жизненным ориентиром, мысли о которых поддерживают на пути к цели?

Конечно! Это мои родители. Они тоже испытывали определенные сложности при устройстве на работу. И тем не менее, отец стал командиром воздушного судна одной из топовых компаний в гражданской авиации. Мама моя — старший бортпроводник. Каждый из них добился того, чего хотел, несмотря на сложности. Они очень любят свои профессии, ответственно и бережно относятся к делу.

Были моменты, когда опускались руки. Но поплакала — и забыла. И дальше работать.

Расскажи, как удалось попасть в Центральную пригородную пассажирскую компанию. Каким критериям нужно было соответствовать?

Меня взяли на общих основаниях: сначала был конкурс, потом собеседование и в конце экзамен. Особых проблем не возникло, ничего сверхъестественного у меня не спрашивали, все было то же самое, что и у остальных ребят. Надо отметить, что руководство ЦППК уважительно относится к стремлению женщин трудиться по данному профилю. При первой возможности меня отправили в школу, чтобы я могла управлять электропоездом в качестве машиниста, — как раз недавно я получила официальный документ, подтверждающий мое право.

Как поначалу тебя восприняли коллеги?

Встречают по одежке, поэтому на первых порах мнение было предвзятое. Мои коллеги — очень хорошие ребята, но такого, чтобы меня встретили с распростертыми объятиями, не было. Кто-то шутил по-доброму, кто-то, может быть, не очень. Но в целом я не заметила с их стороны какой-то агрессии. А сейчас они ко мне хорошо относятся. На своем участке я чувствую себя спокойно — это мои коллеги, друзья, которые всегда поддержат и защитят. Как в других депо — не знаю. Они еще не привыкли ко мне, поэтому каждая командировка — это новое испытание.

Повседневная форма сотрудника Центральной ППК

Ты встретила свою любовь в первую же смену?

Ситуация была не такой романтичной и веселой, как это кажется сейчас. Я с детства в мужском коллективе, и я клялась, что у меня никаких отношений на работе не будет. А тут получилось так, что меня в первую же смену поставили к моему нынешнему супругу Алексею, и я сразу поняла — что-то идет не так. Но он вел себя скромно, не вызывающе, мы работали как коллеги. Я понимала его с полуслова, а он — меня. Проработали вместе около трех месяцев и в конце концов признались друг другу в симпатии. Мы решили, что нас должны раскрепить, и честно рассказали обо всем руководству — подобные моменты обговариваются при приеме на работу.

Когда о вашем романе узнали коллеги, какая была реакция?

Неоднозначная. Ведь я — единственная девушка – помощник машиниста в компании, поэтому шума было много. Но во всяком случае это не стало поводом прекратить с нами общение.

Насколько сейчас близко воплощение мечты? Если бы не перечень запрещенных для женщин профессий, ты могла бы уже работать машинистом?

Это дело времени. Все из-за определенных тонкостей законодательства: женщина может работать машинистом, если обеспечен необходимый уровень безопасности труда. У нас в компании эти условия соблюдены, поэтому я имею право спокойно работать.

Повседневная форма сотрудника Центральной ППК

Сколько осталось, чтобы стать полноценным машинистом?

Руководство положительно смотрит на то, чтобы я стала машинистом, — до этого мне осталось минимум три месяца. Дальше все зависит от ситуации: может быть, в определенный период будет очень много машинистов, и тогда нужны будут именно помощники. Или, наоборот, — понадобятся помощники с правом управления электропоездом, так как будет много молодых неопытных машинистов.

Что самое сложное в профессии машиниста электропоезда?

Общественное мнение. Особенно сложно, когда случаются внештатные ситуации. Я с самого начала своей карьеры получаю много негативных комментариев, связанных с моей работой. Пишут в личные сообщения в инстаграме, «ВКонтакте», оставляют комментарии. Даже если закрываю личные сообщения, все равно вижу негатив в железнодорожных группах.

Жакет, шорты и топ, все Max Mara.

А что сильнее всего задевало? Какую главную претензию высказывали?

Все понемногу задевало. К чему-то иммунитет выработался, над чем-то уже начинаешь смеяться. Но самое обидное, когда пишут, что я работаю на чистом электропоезде, ничего не делаю, только бумажки заполняю, и не устаю. Люди полагают, что если я девочка, то машинист за меня делает всю тяжелую работу. Хотя я ответственно отношусь к делу — я всегда стремилась все выполнять сама. У меня бывали разные ситуации, это железная дорога, здесь случаются форс-мажоры, со всем приходится справляться. Многие претензии основаны на гендерных предрассудках.

Какие дальнейшие планы?

Я изначально училась на машиниста электровоза, и это подразумевало работу на поездах дальнего следования. Когда поняла, что туда не пробиться, расстроилась, мне даже снились дальние поездки. Но я поработала в ЦППК и поняла, что условия работы тут намного лучше, чем на поездах дальнего следования. Отношение к тебе и твоему труду, коллеги, зарплата — здесь много чего лучше. И я просто-напросто влюбилась в электропоезда, в их технические возможности. Режим работы, постоянное движение, смена маршрутов — все это меня вдохновляет. Поэтому теперь я вряд ли хотела бы сменить квалификацию.

Топ и юбка, все Max Mara; туфли, Jimmy Choo.

Чувствуешь, что вошла в историю? Может, на улице уже узнают?

Я ведь не единственная девушка с такой профессией — первой стала помощником машиниста Юлия Куракина. А я первая получила право управления электропоездом. Не думаю, что это сенсация, мы просто все вместе делаем одно дело.

Бывает, что пассажиры узнают, останавливают, когда прохожу по составу, чтобы проверить его исправность. Это не задевает — мне, скорее, просто страшно, потому что я никогда не была популярной и не стремилась к этому. А в социальных сетях у меня не так много подписчиков, но я завела официальный аккаунт, а к личному ограничила доступ.

Что можешь пожелать другим девушкам, которые думают, что их мечты останутся мечтами?

Хочу пожелать не только девушкам, но и мужчинам тоже, всем тем людям, которые определяются с профессией, — выбирайте ее сердцем, стремитесь к ней, невзирая ни на что. Мы проживаем большую часть жизни на работе, и, если она нелюбимая, то какая грустная будет жизнь! И отношение к делу всегда будет равнодушное. А это очень плохо не только для себя, но и для окружающих. Поэтому слушайте свое сердце.


Фотограф: Стас Мартынов.

Стилист: Полина Шабельникова.

Макияж и прическа: Наталья Огинская.

Продюсер: Ева Куюмджян.

Ассистент фотографа: Богдан Колодин.

Благодарим аэропорт «Шереметьево» и депо «Нахабино» за помощь в организации съемки.