Карьера в кино: в чем состоит работа второго режиссера

10 вопросов к Марии Корневой, второму режиссеру фильма «Срочно выйду замуж» с Юлией Ковальчук и Алексеем Чумаковым в главных ролях.
Карьера в кино в чем состоит работа второго режиссера

на Марии: жилет и брюки, все Kira****Plastinina; топ, Uniqlo; туфли, Tervolina; часы, Swatch; браслет, Swarovski

**Чем занимается второй режиссер? **Это человек, который связывает производственную и творческую части. На первом этапе я разбиваю сценарий на съемочные дни, проговариваю каждую сцену и каждый кадр с режиссером и со всеми департаментами съемочной группы — операторами, гримерами, костюмерами, реквизиторами, каскадерами и так далее. По результатам составляю календарно-постановочный план, в котором четко прописано, что в какой день мы снимаем и что нам нужно от каждого из департаментов. С этим графиком мы выходим в съемочный период.

**Сколько времени уходит на подготовку? **Обычно у нас есть полтора-два месяца, чтобы все досконально продумать. Раскадровки, эскизы, репетиции приходятся на подготовительный период. Это важно: если чего-то не учесть, потом исправить будет сложно или невозможно, пострадает качество фильма. Съемочная площадка — стрессовая ситуация, в которой практически нет ресурса для творчества. Киношники говорят: закончилась подготовка, начались съемки — значит, закончилось творчество, а началось производство. На площадке моя задача — сделать так, чтобы режиссер мог заниматься только игрой актеров, не отвлекаясь на производственные моменты. На мне вся координация: я понимаю, когда все готовы, запускаю мотор. Любой простой — это деньги, которые могли бы пойти на кадр, поэтому я должна расписать тайминг и весь съемочный день его придерживаться. Я также выстраиваю второй план — работаю с массовкой и актерами, занятыми в эпизодах.

**Что вы больше всего любите в профессии? **Когда читаешь сценарий в сто страниц и понимаешь, какую огромную работу предстоит проделать, становится страшно. Но начинаешь разбирать текст на сцены, потом на кадры, расписываешь, что надо снять сначала, что потом, — и пазл складывается. Это невероятное ощущение.

Единственное оправдание не приехать
на съемки — смерть. И болеть мне нельзя. Площадка без второго режиссера — все равно что оркестр без дирижера.

**Что в вашей работе самое сложное? **Съемочный день — это двенадцать часов, и все это время ты безостановочно общаешься с людьми. Твои проблемы никого не волнуют, ты не можешь забиться в угол — ты самый разговорчивый и активный человек на площадке. Когда команда падает духом, приходится подгонять и подбадривать. Порой нужно быть жесткой и требовательной. Форс-мажоры случаются почти каждый день. Иногда все просто рушится: актер заболел, погодные условия подкачали, объект запрещают снимать. Но даже в самых жутких обстоятельствах проект доводится до конца.

**Расскажите о самых интересных проектах. **Фильм «Тайна перевала Дятлова» мы снимали за полярным кругом, в Хибинах. Когда приехали выбирать натуру, я была в шоке — как тут работать по двенадцать часов? Было тяжело, но у нас сложилась отличная команда. Смотришь, как группа вкалывает, несмотря на холод: все веселые, всем всё нравится — и понимаешь, что это странная, но потрясающая профессия. «Generation П» — еще один уникальный проект. Я проработала на нем три года, а вообще фильм снимали семь лет. Половине того, что умею, я научилась там.

**Говорят, киношники суеверны. **Да, у нас масса примет. Семечки на съемочной площадке запрещены. Когда у актера падает сценарий, на него надо сесть, иначе забудешь текст. Мы отмечаем середину проекта — экватор, сотый кадр, двухсотый и так далее. Это важно, потому что сплачивает группу.

**Бывали смешные случаи на площадке? **Не знаю, смешной ли это случай. Мы снимали рекламный ролик. Ребенок должен был выпустить из рук голубя и помахать ему вслед. От нервов малыш так сильно сжал птичку, что задушил ее. Мертвый голубь упал на пол, но актер решил придерживаться сценария и махал в пустоту. Птичку, конечно, было жалко, но их у нас было несколько.  **А с известными актерами форс-мажоры случаются? **Конечно. Существует такое понятие, как монтажность: сегодня мы снимаем начало и конец, а завтра, например, середину сцены. Специальный человек следит, чтобы актер все время был в одном образе или в нужный момент менялся. Однажды накануне смены по необъяснимым причинам актер сбрил бороду, которую отращивал два месяца. Мы не успевали пошить постиж (накладную бороду). В результате в фильме появилась сцена: герой бреется у речки. Бывало, актер уходил в запой, и сценарий переписывали: герой превращался в пьяницу. Человеческий фактор непобедим, приходится искать выход.

Резюме

Дата рождения:21 июня 1986 года.

**Образование:**Государственный университет управления, факультет менеджмента кино и телевидения.

Первая работа:«На первом курсе я пошла работать в видеопрокат VHS-кассет около метро «Рязанский проспект». Мне казалось, это дико романтично для будущего киношника. Мне платили $300».

Некоторые проекты:2007–2009 — «Generation П»; 2011 — «Энтропия»; 2012 — «Тайна перевала Дятлова».

**Вы всегда при деле или бывают перерывы? **Сейчас, заканчивая один проект, я понимаю, где буду работать дальше. В кризис 2008 года было жестко. Я пыталась уйти на постоянную работу в рекламу. Но после съемочной площадки засесть в офисе — не знаю, возможно ли это. У меня не получилось.

**Когда смотрите кино, разбираете его по косточкам? **Чаще всего да. Я вижу площадку, массовку, представляю, как стоит камера, разбираю кадр по частям. Иногда смотришь хорошее кино и не понимаешь, как развели эту мизансцену — а она есть, она работает. И объяснить это невозможно.