Как справиться с эмоциональным выгоранием на работе

Чем ближе Новый год, тем сильнее ощущение полного выгорания: с каждым днем работать становится все тяжелее. Это нормально: эмоциональное истощение — повод восстановить силы и посвятить время себе. Анастасия Юхтмахер, основатель рекрутингового сервиса UP&OUT, объясняет, как с этим справиться.
Эмоциональное выгорание на работе — симптомы и советы как с ним справиться

Какое-то время назад я участвовала в съемке и разговорилась с фотографом. В процессе беседы выяснилось: фотография — это всего лишь его хобби, а в жизни он обычный «белый воротничок», при этом, без сомнения, профи.

Анастасия Юхтмахер, основатель рекрутингового сервиса UP&OUT

Я спросила, почему ты не уйдешь с работы, которая приносит тебе не такой уж и большой доход и при этом сковывает тебя многочисленными обязательствами и ограничениями? Ведь альтернатива выглядит гораздо более привлекательно: как фотограф ты получишь больше денег, славы и свободы. Подумав, он ответил, что в этом случае фотосъемки станут его работой, которая рано или поздно надоест. А так это хобби, от которого он получает огромное удовольствие. И тут я задумалась: неужели «выгоранию» на работе подвержены все?

Если все перечисленное ниже вам знакомо, то, скорее всего, вы испытывали чувство «выгорания».

• В воскресенье утром у вас портится настроение от мысли, что скоро на работу. То же происходит во второй половине отпуска.

• Вам скучно на работе, и вы ищете любой повод отвлечься, будь то листание Instagram или очередной перекус.

• Вы не видите смысла проявлять инициативу, лучше отсидеться и отмолчаться.

• Вам кажется, что у ваших друзей и знакомых работа гораздо интересней.

Проанализировав многочисленные истории моих клиентов и знакомых, людей из разных индустрий и с разным уровнем дохода, я обнаружила следующие закономерности.

**1. **Офисные сотрудники «выгоряют» быстрее, чем люди творческих профессий —прежде всего из-за того, что они чувствуют себя винтиками огромной машины. Ты один из толпы одинаковых людей в темных костюмах, частенько без улыбок на лице, вынужденных соблюдать четко прописанный график и действовать в соответствии с должностной инструкцией.

**2. **Люди, которые не видят результат своей работы, быстрее теряют мотивацию. Например, от этого страдают сотрудники консалтинговых компаниях, которые готовят хорошую теоретическую базу для клиента, но не отвечают за внедрение, то есть не видят, как предложенные ими изменения повлияют на компанию-клиента.

**3. **Многие сотрудники быстро разочаровываются в работе, когда изначально плохо относятся к конечному продукту. Например, адепту ЗОЖ не стоит идти в табачную компанию. В моей практике был очень яркий пример, когда девушка из релизиозной семьи отказалась от очень интересного предложения одной фармацевтической компании после того, как выяснила, что один из их препаратов — средство для медикаментозного аборта.

**4. **«Выгорание» чаще происходят в отделах с плоской структурой, где нет карьерной лестницы, которая мотивирует человека на эффективную работу. Такое часто происходит в административных отделах, бухгалтерии и т. п.

**5. **Возраст важен: если тебе за тридцать, обычно у тебя уже не так «горят глаза», как если тебе двадцать. Факт — основатели всех самых известных стартапов были моложе тридцати. Например, Стив Джобс, Марк Цукерберг — этот список можно продолжать очень долго.

Важные факты

В среднем сотрудник начинает приносить пользу работодателю через год работы, когда он уже обучен и комфортно чувствует себя в своей роли. При этом «выгорание» наступает у всех в разное время, но в среднем через 1,5–2 года.

Современные компании много делают для мотивации и удержания сотрудников. Например, особенно амбициозным оплачивают обучение в топовых МВА-школах в Чикаго, Фонтенбло, Сингапуре (стоимость курса сравнима с ценой двухкомнатной квартиры в спальном районе Москвы), а для филантропов организует корпоративное шефство над детскими домами, приютами для животных.

Мы всегда сами отвечаем за свою жизнь и «горящие глаза», поэтому нашей задачей является контроль собственной мотивации.

Я выделила для себя ряд практичных советов, которые помогут получать удовольствие от работы и не правильно строить карьеру.

1

Важно понять свое призвание, правильно определить темперамент и тип личности. Я бы,например, никогда не смогла следить за поведением людей на эскалаторе в метро, сидя 12 часов в стеклянном боксе. Мое «выгорание» наступило бы через 10 минут, ведь я просто не могу сидеть на одном месте.

2

Нужно понять, а лучше представить, чего хочешь от жизни через 3-5-7 лет, чтобы в голове появился четкий план достижения цели. Когда ты следуешь плану и видишь перспективу, у тебя есть мотивация, а значит, «выгорание» тебе не грозит. Если оно все же дает о себе знать, то иногда стоит просто потерпеть ради своей цели.

3

Тщательно выбирайте компанию и коллектив. Если из-за коллег вам не захочется переступать порог офиса, «выгорание» наступит очень скоро, даже если работа будет вас вдохновлять.

4

Старайтесь чередовать монотонную работу со стратегическими и творескими задачами. Многие психологи советуют сначала сделать самые неприятные дела, а потом перейти к более «лакомым».

5

Придумывайте сами себе интересные проекты, другими словами — изобретайте велосипеды: это можно делать на любой работе, даже там, где, казалось бы, нет свободы. Как минимум это сделает вашу жизнь менее скучной, а как максимум покажет вас как инициативного сотрудника, который заслуживает повышения.

6

Резко поменяйте профессию. Если вы чувствуете, что настал «кризис жанра», рискните. Очень много моих клиентов, достигнув высот в международных компаниях, в какой-то момент превращались в рестораторов или открывали свои технологические стартапы.

7

Проверьте свое здоровье. Очень часто «выгорание» имеет прямую связь с физическим состоянием. Если вы чувствуете неудовлетворение от работы и жизни в целом, вас ничто не радует, обязательно сдайте анализы на гормоны. Иногда это сигнал того, что в организме есть какой-то сбой, который надо немедленно исправить.

8

Думайте позитивно и старайтесь каждый день находить повод для радости. Обычно хорошо поднимает настроение уверенность в том, что вы хорошо выглядите. Это привлекает взгляды коллег противоположного пола, к тому же получать комплименты всегда приятно. Балуйте себя вкусным кофе, доставками в офис всяких приятностей и грейте себя планами на летний отпуск.

У соседа всегда трава будет зеленее, кем бы вы ни были и сколько бы ни зарабатывали. Просто осознайте это, примите и начните получать удовольствие от того, что есть, или поменяйте свои ориентиры.

Фото: Кадры из сериала «Удивительная миссис Мейзел»