**Производят дизайнерскую одежду и аксессуары под брендом SisterConcept. **
НА АВРОРЕ: СВИТШОТ, SISTERCONCEPT; ДЖИНСЫ, **H&M;**ТУФЛИ, CHRISTIAN DIOR. НА НАДИЕ: СВИТШОТ, SISTERCONCEPT; ДЖИНСЫ, СОБСТВЕННОСТЬ НАДИИ, ТУФЛИ, VICINI
Стартовый капитал: 1 млн руб. Кол-во работников: 3 Когда основали: декабрь 2013
Аврора и Надия знают друг друга двадцать три года, в студенческие годы вместе «неделями не мыли посуду и ели просроченные сосиски». Потом девушки строили карьеру — Надия в банковской сфере, Аврора — в шоу-бизе, храня сестрински горячую дружбу. Отсюда и название их магазина, а также слоган «Делиться тайнами и платьями». **Заняться общим бизнесом подруги думали давно, но реализовать идею смогли лишь в декабре прошлого года. ** Надия: «Создание сайта, прорисовка эскизов, производство и закупка товара и тканей — на каждом этапе возникали проблемы». Аврора: «Мелькала мысль бросить все это; хорошо, что она приходила к нам поочередно. Это помогло не развалить дело на старте». Надия: «Бизнес стал своеобразным стресс-тестом нашей дружбы. Я поняла, что мы с Авророй еще и отличная команда. Мы сочинили партнерский договор, в котором прописаны наши сферы ответственности. В моем ведении — финансы, в ее — креатив, и мы можем независимо принимать решения в своей епархии». Аврора: «И правильно, что мы не стали прибегать к помощи инвесторов, а начали с малого: протестировали разные вещи, посмотрели на реакцию, поняли, что нравится, что нет. Теперь знаем, куда расти».
SisterConcept планирует сотрудничество с новыми дизайнерами, а также открытие шоу-рума.

**Вместе пекут кексы, торты и прочие сладости Teabakery на продажу. **
Стартовый капитал: 30 000 руб. Кол-во работников: 1 Когда основали: октябрь 2012
Юля и Марина дружат с первого класса, получили дипломы инженеров в одном университете, а полтора года назад скрепили двадцатилетнюю дружбу общим делом — основали Teabakery, отучившись кондитерскому ремеслу в школе «Рагу». Утверждают, что ни разу не пожалели о содеянном: «Иногда мы самостоятельно развозим заказы и очень часто бываем в офисах. Заходишь в помещение как будто в другой мир. Всего год назад мы работали так же, как те, кого мы сегодня кормим. Хорошо, что эти времена позади!» **При этом подруги не скрывают, что профессиональное прошлое очень помогло им в организации бизнеса. ** Юля: «Мы изначально обо всем четко договорились. Наверно, потому, что у обеих технический склад ума». Марина: «Мы составили план действий, установили четкие сроки и распределили обязанности. Наша дружба слишком ценна, чтобы рисковать ею из-за необдуманного бизнес-плана». **Идея собственной кондитерской была близка и Юле, и Марине: у обеих в семье пекли отменно. **
Марина: «Важно, чтобы концепция всем участникам затеи пришлась по душе, иначе ничего не выйдет». Сегодня подруги работают в режиме нон-стоп и проводят в компании друг друга и бисквитных коржей практически весь день.
Юля: «Это опасный бизнес: вокруг тебя все время сласти!» В планах у девушек открытие собственного полноценного кафе-кондитерской и новые рецепты будущих хитов.
Составляют корзины Grand Fermer с фермерскими продуктами и рецептами для желающих научиться готовить.
На Надежде: топ и юбка, ВСЕ **BCBG MAX AZRIA;**туфли, CaractÈre. На Наталье: блузка, брюки и ожерелье, все UterqÜe; босоножки, Max Mara; серьги, собственность Натальи
Стартовый капитал: 150 000 руб. Кол-во работников: 1 Когда основали: октябрь 2013
На третьем курсе они отправились работать в Турцию на лето. Экстремальные условия жизни способствовали сплочению, а со временем дружба переросла в бизнес-партнерство. До совместного проекта Надя работала в event-агентстве, Наташа — в банке. Обе уверены: общий бизнес вывел отношения на новый уровень. Благо кризис и все «детские» ссоры случились еще в университетские годы, осталось лишь желание разделить опыт и идеи. Наташа: «Мне хотелось, чтобы у меня в холодильнике лежало что-то помимо сельдерея. У Нади с маленьким ребенком не хватало времени на штудирование кулинарных книг. Так и пришла идея облегчить жизнь людям, которые хотят готовить, но не могут самостоятельно закупать продукты и выискивать рецепты». Надя: «Прежде всего надо научиться слышать и понимать партнеров. Так, мы помимо прочего учитываем мнение поваров, с которыми сотрудничаем и сочиняем рецепты».
Наташа: «Конечно, все предугадать невозможно, но ты должен быть уверен в том, что хочешь начать дело здесь, сейчас и с этим человеком. Я была настолько уверена, что написала заявление и ушла с работы». Наташа: «В моем списке входящих звонков одна Надя, мы стали почти семьей, родными сестрами. И самое приятное — мы очень разные, поэтому во многом дополняем друг друга». Надя: «При этом надо понимать, что общий бизнес — как брак, необходимо идти на компромиссы, чтобы его сохранить».

Создали школу танцев на льду для детей «ICE Академия».
Стартовый капитал: 40 000 руб. Кол-во работников: 1 Когда основали: сентябрь 2013
Бывший руководитель в косметической компании Наташа и недавний экономист Юля жили на одной лестничной площадке, не зная даже имен друг друга, пока семь лет назад Наташа и ее муж не подбросили Юлю до работы — было по пути. Девушки так сдружились, что в прошлом сентябре ушли с работы и затеяли свое дело.Юля: «Была цель не заработать, а найти творческую отдушину». Наташа: «Полтора года мы пробовали разные ниши. Нашли себя в детях. Началось с того, что мою дочь не хотели брать на каток до четырех лет, и я нашла частного тренера, потом ее же мы пригласили ставить малышей на лед в «ICE Академии». Юля: «Друзья не верили, что у нас пойдет дело — ведь мы начинали необстоятельно и спонтанно — и они ошиблись». Наташа: «Мы арендовали каток и устроили бесплатный мастер-класс. Дело было летом, но пришло очень много народу! Так мы поняли, что спрос есть. Сейчас мы проводим регулярные занятия в СК «Арена Морозово», у нас две группы по двадцать человек, и мы планируем расширяться».
Юля: «Доверие — основное условие для построения успешного бизнеса, а вот бизнес-план вовсе не обязателен». Наташа: «Нас уверяли, что нужно расставить все точки над i, прежде чем приступать к работе, но мы обошлись без этого. Главное — выбрать дело по душе. А все остальное мы просто всегда делим поровну».
Дизайнеры собственной марки одежды ELS STUDIO.
На Светлане: платье, Schumacher; босоножки и кольца, собственность Светланы. На Эльмире: блузка и брюки, собственность Эльмиры, ботинки, Santoni; браслет, Juicy Couture. На Елене: костюм, Els Studio; туфли, Jimmy Choo; ожерелье, Diva.
Стартовый капитал: 50 000 руб. Кол-во работников: 40 Когда основали: март 1994
Неразлучные подруги с институтской скамьи, отучившись на художников-модельеров, вот уже двадцать лет придумывают повседневные наряды для линии одежды, название которой — аббревиатура из первых букв имени каждой. Эльмира: «Не будь у меня Лены и Светы, моя жизнь точно сложилась бы иначе. Начинали мы с дизайна и пошива кутюрных коллекций, которые занимали призовые места на конкурсах молодых модельеров. Когда убедились, что наши представления о прекрасном не расходятся, решили основать компанию, как это часто бывает, на чистом энтузиазме и минимальных вложениях. Самое сложное в организации бизнеса — отладить общение с государством. Мы ведь не просто продаем одежду, но и производим ее в Москве. Аренда помещения, соответствие его правилам безопасности, система документации, бухгалтерия, налоги, обслуживание кассовых аппаратов — людям без специального образования разобраться в этом сложно». Светлана: «Берись мы за дело сейчас, все бы сделали по-другому. Но тогда сложно было понять, что важно, а что — нет. Например, разделение обязанностей и полномочий — половина успеха. Сейчас я занимаюсь административной работой, Лена — технолог, следит за процессом производства, а Эльмира выполняет обязанности модельера и конструктора».
Эльмира: «Простительно ссориться по личным мотивам, но на работе надо быть слаженной командой — премудрость, которую мы освоили только сейчас, и именно это оказалось самым сложным». Лена: «Мы поначалу шили коллекции сами, теперь у нас сорок человек под началом. Сколько раз на пути к этому мы впадали в полное отчаяние! Если бы не дружба, давно бы все развалилось. Принцип организации дела и наши отношения менялись и еще поменяются».

Создали Beauty Bride Team, которая помогает невестам подобрать свадебный образ.
На еЛене: Топ и брюки, Sonia by Sonia Rykiel; туфли, Manolo Blahnik. На Виктории: Платье, Sonia by Sonia Rykiel
Стартовый капитал: 0 руб. Кол-во работников: 2–5 Когда основали: июль 2013
Шесть лет назад они познакомились на съемке: Вика делала макияж, а Лена — прически моделям. Свой путь к совместному делу начали в компании третьего партнера, который научил их главному правилу в бизнесе: «Доверяй, но проверяй». Оказавшись не у дел после предательства приятеля, девушки решили, что верят только друг другу. Дело оставалось за малым — все организовать. Вика: «Мы придумали название и набросали концепцию в «заметках» айфона за десять минут. Когда есть интересная идея, я не могу ждать, мне нужно сразу начать работать!» Лена: «А я — реалист, смотрю на вещи трезво. Пока мы отлично ладим, и наш творческий союз приносит плоды. Что будет дальше — покажет время».
Вика: «До сей поры мы не испытываем никаких сложностей, наверно, в силу специфики нашего дела. Мы ничего не производим и продаем не товар, а собственные услуги, к тому же в сфере, которая нам хорошо знакома и очень интересна. Можно сказать, это и не бизнес, а скорее — очень прибыльное хобби».
Лена: «Общее дело — не единственное наше занятие. Мы все так же работаем по специальности, но иногда превращаемся в команду, чтобы вместе создать что-то прекрасное. Это помогает не зацикливаться на наших отношениях». Принцип исправно работает: подруги собираются арендовать штаб-квартиру и открыть свадебное агентство.

Анна Иванова, директор по корпоративным коммуникациям консалтинговой компании FORMATTA и организатор SelfMama Forum, считает, что строить бизнес с подругой — одно удовольствие, если помнить эти правила:
Оценивайте и отбирайте людей по их профессиональным качествам. Хорошие отношения, увы, не гарантируют хорошую команду. Если вам комфортно с подругой на шопинге или вечеринке, совсем не обязательно, что вы сработаетесь в бизнесе. Кто-то в команде обязательно должен иметь «право вето». А если хотите сохранить равноправие, то пусть каждый из вас обладает этим правом в разных сферах вашего общего дела. О деньгах договаривайтесь «на берегу». Если вам кажется, что вы делите шкуру неубитого медведя, согласовывайте не суммы, а принципы, по которым будут распределяться дивиденды. В процессе работы вы откроете в своих подругах много нового — как хорошего, так и плохого. Постарайтесь разделять личное и рабочее и будьте готовы к тому, что в большинстве случаев вам это не удастся.