7 советов, как строить карьеру в условиях кризиса

На кого будут делать ставку работодатели? Что сделать сейчас, чтобы попасть в категорию неприкосновенных сотрудников? И как строить карьеру в условиях экономической нестабильности? Рассказывает Инга Паныч, директор по цифровой трансформации продаж AB InBev Efes.
7 советов как строить карьеру в условиях кризиса

Инга Паныч, директор по цифровой трансформации продаж AB InBev Efes

Любой кризис — это не только проблемы, но и новые возможности. Об этом говорил в свое время Уинстон Черчилль. Ситуация, невольными заложниками которой мы стали в 2020 году, заставила не только бизнесы быстро трансформироваться ради выживания, но и нас пересматривать свои приоритеты и достижения. Все те, кто привык жить в парадигме «я так привык» и «мы всегда так делали», оказались в новой реальности, где старые установки больше не работают. Перед многими встал вопрос: как и в каком направлении теперь развивать свою карьеру?

Начните с нуля

Чтобы вновь начать движение по карьерной лестница, необходимо перезагрузиться. Возьмите паузу, уединитесь, уберите весь «шум» и спросите себя: «Что меня беспокоит? Тем ли делом я занимаюсь? Получаю ли я удовольствие от работы? О чем мечтаю? Какой компании я готов дарить 80 % своего времени? За какие идеалы я готов вместе с ней бороться? Есть ли у этой компании будущее?» Никогда не поздно «обнулить» свою карьеру и начать заниматься тем, о чем вы всегда мечтали.

Любой кризис — это не только проблемы, но и новые возможности.

Посмотрите на себя со стороны

Оцените свой карьерный путь и свои успехи на последнем месте работы: сделали ли вы все, что требовала ваша должность? Как правило, бизнес всегда стремится сохранить сильных сотрудников, поэтому, если вам пришлось расстаться с работодателем, значит самое время заняться «самоподсчетом». Профессионализм — это в том числе и умение объективно оценивать себя: проанализируйте свои компетенции и опыт и посмотрите, насколько они могут быть востребованы в новом мире и как быстро вы готовы отказаться от старых паттернов.

Развивайтесь

Каждый раз, когда вы не видите перспектив на текущей позиции, задавайте себе вопрос: «А что я сам сделал для своего развития?» Не обманывайте себя, если считаете, что вам просто некуда расти. Когда человек хочет развиваться, он находит пути. Если вы нашли свою стезю, то вам будет интересно развиваться в ней самостоятельно, и вы не будете ждать помощи со стороны. Вы захотите стать номером один, найдете того, кто сейчас лучше вас, и обгоните его. Если же вы сами не хотите расти в рамках своей профессии, не готовы вкладывать время и ресурсы, задайте себе вопрос — точно ли вы на своем месте?

Развивайте soft skills

Кризис ускорил многие перемены, которые только набирали обороты. В новой реальности на первый план вышли soft skills, которые полезны в любой сфере и во многом определяют профессиональный успех. Прежде всего, к «мягким навыкам» можно отнести эмоциональный интеллект, коммуникабельность, самопрезентацию, целеполагание и критическое мышление. Если вы обладаете высоким уровнем эмоционального интеллекта, вам гораздо проще достигать поставленных целей как в работе, так и в личной жизни. Многие считают, что перечисленные навыки врожденные, но это не так. Например, чтобы прокачать эмоциональный интеллект, надо сосредоточиться на развитии самооценки, мотивации, осознанности и адаптивности. Это те навыки, которыми никогда не овладеет искусственный интеллект, поэтому так важно сделать их своими преимуществами.

Если вы обладаете высоким уровнем эмоционального интеллекта, вам гораздо проще достигать поставленных целей.

Просчитывайте сценарии развития событий

Пандемия показала, что мы должны быть готовы к любому варианту развития событий. Да, мы живем в период полной неопределенности, но это не значит, что не нужно иметь запасного плана. Как раз наоборот! Развитие важных для вас направлений в жизни, в том числе карьерного пути, необходимо продумывать наперед. Что вы будете делать на своей позиции в следующие полгода или год, каких результатов хотите достичь? А что, если вы потеряете работу? Каковы ваши планы А, Б и В, а есть ли такие вообще? Какие навыки развивать сегодня, чтобы через год оставаться профессионалом в своей области? Даже если ни один из двадцати возможных сценариев не реализуется, у вас останутся навыки и наработки, которые позволят сохранить уверенность в собственных силах и удержат вас на плаву в новых условиях.

Будьте готовы отклониться от своего опыта

Профессиональный опыт и квалификация — безусловно, ваши преимущества в «мирное время». Однако в ситуации, когда кризис рушит все привычные паттерны, ваш опыт может сыграть с вами злую шутку. В эпоху турбулентности полагайтесь на интуицию. Учитесь ломать привычные рамки, открывать сознание и воспринимать задачи «с чистого листа». Вовремя отпускайте старый опыт, отказывайтесь от устоявшихся принципов работы и будьте готовы перейти от привычной модели управления к кризис-менеджменту.

Берите штурвал в свои руки

Меняйте стиль управления командой, когда это необходимо. Например, в последние годы набирал популярность Agile-тренд — демократичный стиль управления и отсутствие иерархии в команде. C приходом кризиса оказалось, что такой подход неустойчив — многие просто не способны оперативно принимать решения и, главное, быстро действовать. Команды слишком привыкли выносить все вопросы на брейнштормы, обсуждать варианты и принимать решения в спокойном ритме. В кризис же на это просто нет времени, поэтому в такой ситуации руководитель просто обязан встать у руля и включить авторитарный стиль. Конечно, при таком резком переходе можно столкнуться с сопротивлением команды: «Мы же не обсудили, я не согласен!», «Я не верю, что это получится», «Так быстро все изменить невозможно». Примите тот факт, что кризис — это кризис, легко не будет никому. Берите на себя роль лидера, если вы менеджер, и не задавайте лишних вопросов, если вы подчиненный, — сейчас не время для дискуссий. Как только закончится период турбулентности, можно будет вернуться к гибким формам управления.

Фото: Кадры из фильма «Доброе утро»