Все на ресейл: почему покупать б/у одежду стало модным

По прогнозам рынок «вторичной» одежды в США к 2028 году в полтора раза обгонит масс-маркет.
Все на ресейл почему покупать бу одежду стало модным

Перепродажа дизайнерской одежды, обуви и аксессуаров растет в 21 раз быстрее, чем рынок новой одежды. Что стоит за модой на покупку б/у вещей? Насколько этот тренд прижился в России? Что купить (и что продать) на ресейл-платформах прямо сейчас? Разбирался Glamour.ru

Что такое ресейл?

Ресейл — от английского resale — это перепродажа. Для мира моды это относительно новое явление, появившееся в 2010-х годах. Конечно, люди и раньше продавали что-то ненужное — через объявления в газетах, в комиссионных магазинах и на блошиных рынках. В конце 1990-х и в нулевых стала популярной онлайн-барахолка eBay, тогда же стало модно миксовать дорогое с дешевым, а новое — со старым. Блузка из масс-маркета и винтажная брошь, найденная на блошином рынке, или брендовые джинсы, которые удалось выудить из гор безымянных футболок в секонд-хенде, замелькали в модных блогах и стали признаком человека, который не следует трендам, а сам задает их.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Новый виток интереса к б/у вещам пришелся на 2010-е годы, когда на Западе появились ресейл-платформы ThredUp, Vestiaire Collective, The RealReal, Poshmark и Depop. Спустя десять лет эти сайты превратились в компании с многомиллионными и даже миллиардными оборотами. А модники теперь ищут на них не только и не столько винтаж, но и вещи из относительно новых (и даже совершенно новых) коллекций.

Почему ресейл стал модным?

Мода на ресейл связана, во-первых, с изменением ценностей: социологи обнаружили, что для миллениалов (родившихся с 1980 по 1995 годы) и поколения Z (с 1996-го) совершенно не обязательно владеть чем-то: идея купить вещь, немного поносить и продать пришлась по душе людям, которые охотно пользуются велопрокатом и каршерингом.

Вторая причина — экодвижение. В последние годы мы получили много информации о том, как мода вредит экологии. Например, каждую минуту в мире на свалку отправляется грузовик с одеждой, а производство новой расходует ценную пресную воду (на пару джинсов уходит около 2000 литров воды), загрязняет реки вредными красителями, перевозки через континент разрушают озоновый слой.

Третья и главная причина — люди хотят купить вещь более высокого качества, но при этом не переплачивать — таких, как показало исследование Boston Consulting Group, целых 96 %. По подсчетам агентства McKinsey, цена ювелирных изделий и часов с 2005 по 2018 год почти удвоилась, с 2016 года сумка Speedy 30 Louis Vuitton дорожает примерно на 19 % в год. Так что даже люди с шестизначными доходами в долларах заинтересованы в том, чтобы сэкономить.

А что у нас?

В России мода на ресейл с небольшим опозданием, но все-таки приживается.

«Первый год у нас совсем не было продаж, — рассказывает Альберт Осканов, основатель крупнейшей российской онлайн-платформы по перепродаже люксовых вещей Oskelly. Ее создали в 2017 году, взяв за основу французскую Vestiaire Collective, но, как говорит Альберт, столкнулись с другим менталитетом. — Люди боялись покупать бывшие во владении вещи и продавать элементы своего гардероба: «А что подумают мои знакомые? Они ведь могут подумать, что я испытываю финансовые сложности, раз я зарабатываю на своем гардеробе или если я покупаю на ресейле». Сейчас это изменилось. В 2019-м у нас — утроение объемов продаж по сравнению с 2018 годом».

Выросли объем покупок и средний чек и у одного из старейших ресейл-проектов в России — магазина Second Friend Store, который открылся в 2011 году.

«Количество продавцов за прошлый год у нас увеличилось на 25 %, а покупателей — на 8 %», — рассказывает его основательница Анна Любан.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Свою роль сыграли известные в моде личности, которые выставляли свои вещи на продажу — например, запуск платформы Lots начался с распродажи гардероба бывшего главного редактора Vogue Алены Долецкой. Сейчас на Lots можно найти вещи московского фотографа и светской девушки Анастасии Рябцовой, журналистки и основательницы марки Arctic Explorer Ксении Чилингаровой, которые регулярно попадают в модные хроники.

На Oskelly продают предметы из своих гардеробов Ната Чигиринская, Тамуна Циклаури, Анна Худоян, Ольга Калаева, Екатерина Бутко, Лаура Джугелия, а недавно огромную коллекцию выставил... Филипп Киркоров.

«Основные клиенты ресейл-платформ в России — девушки от 20 до 40 лет, которые не боятся пробовать новое и первыми подхватывают тренд, либо хотят купить вещи дорогих брендов — но не за полную стоимость».

Таня Нудельман, основательница телеграм-канала о ресейле «Ничего нового».

«Наши покупательницы — подкованы в моде, часто ищут вещи из конкретных коллекций, например, Celine времен Фиби Файло», — добавляет Лилит Рашоян.

Чем ресейл-платформы отличаются от «Авито» и «Юлы»?

Первое — это выборка.

У каждой платформы есть своя специализация, список брендов, которые можно купить или продать (как правило, это люкс или премиум), и модераторы-стилисты, которые проверяют актуальность вещей. Например, даже у небольшого сайта Relove Moscow, который перепродает российские и зарубежные марки среднего ценового сегмента (12Storeez, Ushatava, I Am Studio, Agreed и Massimo Dutti), среди требований «никаких кислотных оттенков, пайеток и вечерних нарядов». «Наш принцип можно охарактеризовать как «качественная база», это вещи благородных цветов, которые будут актуальны не один сезон», — поясняет основательница проекта Марина Романова.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

На площадку The Market стоит идти за брендами, модными среди молодых мужчин: кроссовками Канье Уэста Yeezy, футболкой с принтом Gucci или поясной сумкой Supreme. На Oskelly, Luxxy, Buy By Me и Sell Buy Couture ищут люкс и статусные вещи Burberry, Gianvitto Rossi, Fendi.

На Second Friend Store или Lots можно довериться личному вкусу основательниц Анны Любан, Лилит Рашоян и Наташи Гуляевой и отправиться на поиски актуальных отечественных Walk of Shame, Balenciaga авторства Демны Гвасалии или Off-White.

Второе отличие — это сервис. Платформа оплачивает услуги химчистки, упаковывает вещи и отправляет с курьером. Обеспечивает безопасность сделки. В отличие от «Авито», «Юлы» или eBay, у ресейл-платформ есть удобный поиск по брендам. Часть платформ еще и сами красиво фотографируют вещи (Second Friend Store, Lots).

Если вы продавец, то сдать вещь на ресейл-платформу значит избавить себя от хлопот, хотя с учетом комиссии магазина (от 10 до 30 %) вы теоретически получите меньше, чем если бы продавали вещь самостоятельно.

Недавно проект по приему одежды в хорошем состоянии запустил российский бренд 12Storeez вместе с партнером, российским стартапом Bewearcy: за сданные вещи можно получить скидку от 10 до 30% на новую коллекцию, а вещи потом продаются через Relove Moscow. Как показывает первый месяц работы, клиентки бренда активно откликнулись на это предложение. Возможно, дело тут не только в скидке, но в возможности пристроить неподошедшую вещь в хорошие руки.

Третье — платформа гарантирует подлинность товара, например, сумок, которые часто подделывают. У Second Friends Store проверкой занимается команда профессионалов, давно работающих с люксовыми вещами. У Oskelly сумки Prada, Chanel, Fendi, Gucci, Dior также дополнительно проверяют при помощи программы Entrury и специального оборудования. Если подделка все же просочилась, то, по условиям договоров, Second Friends Store возвращают деньги покупателю, а вещь — продавцу, а Oskelly обещают покупателю компенсацию в двойном размере (правда, Альберт Осканов говорит, что такого у них еще не случалось).

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Что искать на ресейле и сколько это стоит?

«Люкс или премиум, — советует Таня Нудельман. — Из-за скачка курса доллара и закрытых границ сегодня покупать именно на российских ресейл-платформах стало выгоднее».

Стоимость вещей на ресейле невысока по сравнению с новыми тех же брендов, но искать там туфли Louboutin по цене лодочек из H&M не стоит. Например, модный сейчас корсет Dolce & Gabbana продается на Lots за 18 тысяч рублей, модели из новой коллекции стоят порядка 45 000 рублей. За 5000–8000 рублей можно купить свитер Acne Studios или юбку Stella McCartney. Из российских брендов самой большой популярностью пользуются Vika Gazinskaya, Walk of Shame, Terekhov, Ruban, Ulyana Sergeenko, Alena Akhmadullina.

Также опрошенные нами участники рынка говорят, что можно ждать небольшого снижения цен и появления интересных предложений: за время самоизоляции многие люди разобрали шкафы, количество лотов на продажу, например, на Oskelly, выросло на 25 %. Также ждут появления на ресейле более демократичных брендов: «Во время экономического кризиса 2013 года мы ввели в ассортимент, например, COS, Massimo Dutti, Uterque, потому что у нас сильно сократилось количество предложений, владельцы люкса стали реже его продавать», — рассказывает Анна Любан.

Фото: Oskelly