Женщина в пивоварении: каково быть руководителем в «мужском» деле?

Редакция Glamour поговорила с Аллой Манякиной, старшим директором по экспортным продажам пивоваренной компании «Балтика», о столкновениях со стереотипами, сложностях работы и важности оставаться человеком.
Женщина в пивоварении каково быть руководителем в «неженском деле»
NZAKAMULINA

Алла Манякина — яркий пример женщины, которая сделала себя сама в деле, которое принято считать «неженским». Как ей это удалось? Благодаря четкой цели и вере в собственные силы. Мы решили поговорить с Аллой о том, насколько трудно быть женщиной-руководителем, сталкивалась ли она с гендерными стереотипами в работе и как любит отдыхать от тяжелого груза будней.

NZAKAMULINA

— Вы окончили филологический факультет, знаете три языка, затем получили диплом Барселонского университета, MBA в области международных отношений. Вас всегда тянуло к международной деятельности?

— Я с детства изучала языки и всегда хотела работать с другими странами. Изначально думала, что буду заниматься туристическим бизнесом, даже пробовала себя в роли менеджера по туризму. Отправляла индивидуальных туристов на пляжи Копакабаны и на фестиваль в Рио-де-Жанейро. Но довольно быстро поняла, что в этой сфере меньше возможностей финансового развития, и ушла в бизнес, заниматься продажами. Еще будучи студенткой испанского отделения филологического факультета СПбГУ, я познакомилась с испанскими производителями одежды: покупала у них кожу, мех, одежду вторых коллекций и продавала в России, кожу поставляла в ателье по пошиву одежды. Затем я начала заниматься импортом фруктов и овощей из Европы и Латинской Америки, а потом еще и итальянскими и французскими деликатесами. Собственно, да, я всегда была связана с международной деятельностью.

— О чем вы мечтали в самом начале?

— Скажу честно и прямо: я со школы мечтала зарабатывать деньги. Возможно, я буду плохим примером для вдохновения, но у меня не было какой-либо высокой мечты стать балериной или певицей. Однако у меня была цель — добиться успеха, обеспечивать себя и свою семью и ни в чем не нуждаться. В конце 1990-х всем приходилось тяжело, хотелось выйти из этого положения. Я маниакально учила языки бессонными ночами, потому что понимала, что образование даст мне возможность в будущем жить безбедно. Еще помню, что с детства не любила заниматься уборкой и готовкой, поэтому сказала себе, что буду зарабатывать столько, чтобы по хозяйству мне помогали. До сих пор не люблю готовить: для меня три часа у плиты — слишком большой расход времени, даже если в итоге получится шедевр. 

Я стараюсь, чтобы мои дети тоже хотели добиться успеха в жизни. Я не совсем понимаю, когда родители хотят дать своим детям все и сразу — это лишает их возможности хотеть и получить что-то самостоятельно. Я слежу за тем, чтобы мои дети хотели состояться в жизни сами.

В итоге ваше образование помогает вам сегодня?

— Совершенно точно — да. Я верю в силу образования, обожаю учиться, но, как вы можете понять, подхожу к этому утилитарно. Если я за что-то берусь, я хочу понимать, что будет на выходе. По окончании филологического факультета СПбГУ, выйдя со знанием языков, пройдя отличное обучение в Барселоне в государственном университете Испании, я поняла, что просто знания нескольких языков мало. Поэтому пошла получать бизнес-образование в области международных отношений с уклоном в экспортно-импортные операции. Я постоянно учусь сама и стараюсь делиться знаниями со своей командой: рассказываю об интересных книгах, скидываю ссылки на классные фильмы про бизнес или около него, для того чтобы команда говорила со мной на одном языке. Я и сейчас получаю онлайн бизнес-образование в ряде серьезнейших мировых институтов. Образование дает широту мировоззрения, глубину понимания, учит мыслить. На что я никогда не жалею денег, так это на образование: оно оправдает себя.  

— А как так получилось, что вы пришли в пивоварение и сферу напитков? Случайно или вам было это интересно?

— Как вы уже поняли, до напитков чем я только не занималась, но хотелось более системной работы и большого бизнеса. Однажды рекрутинговое агентство пригласило   меня на пивоваренный завод «Вена» пообщаться с руководством — с того момента началось увлекательное путешествие в международный крупный бизнес, в котором я до сих пор с удовольствием и нахожусь.

— Когда вы только пришли в пивоваренное дело, не было ли со стороны коллег стереотипного отношения к вам? Мол «не женское это дело» и так далее? 

Мне везло с руководителями — это всегда были умные здравые мужчины, которые видели во мне сильного лидера и целеустремленного, многозадачного человека. Но в бизнесе всегда много мужчин, которые будут ухмыляться и сомневаться в честности твоего успеха. Я до сих пор иногда слышу о себе много интересной выдуманной информации, с кем я и где была. Раньше эти слухи я воспринимала болезненно и переживала. Но старалась не отвлекаться, работала и занималась своим делом лучше многих, поэтому скоро злые языки замолчали.

— Быть женщиной-руководителем в этом деле сложно?

— Я — лидер в силу своего характера. Еще в школе постоянно организовывала команды, всем раздавала задания, проверяла их работу. Быть руководителем для меня — это естественно, это значит быть самой собой. Я думаю, что я не управляю людьми, а просто веду их за собой. Я иду к успеху и приглашаю людей с собой в этой путешествие. Команда видит, что я бьюсь за результат, и люди хотят помочь мне его достичь. Я же подсказываю им, как сделать лучше, потому что зачастую сама уже прошла их путь и могу поделиться опытом. Когда мы все вместе достигаем крутого результата — это же так здорово! Радуюсь я, радуется команда — счастлива компания, в которой мы все работаем.

Важно еще то, что в моей команде нет подчиненных в прямом смысле этого слова. Это мои коллеги, мои бизнес-партнеры. Мне важно их мнение, я всегда хочу открытого диалога, ведь любому руководителю нужен контрфорс — надо, чтобы было, на кого опереться. Если тебя будут бояться и постоянно с согласием кивать головой, то с такими людьми бизнес не сделаешь. Работа в команде — это всегда взаимообогащение, я беру от своих людей их взгляд на ситуацию, а они могут корректировать мою точку зрения, мое поведение, и это нормально.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в работе?

— Не поверите, возможно, это смешная сложность, но она мне в начале пути действительно сильно мешала. Я люблю работать быстро. Есть задача, знаешь, как ее решить, — идешь и делаешь. Затем берешь другую задачу либо отрабатываешь ряд задач сразу — главное, скорее прийти к результату. И вот что я обнаружила: в Европе, Америке и прочих странах, с которыми я сотрудничала, так быстро никто не хочет работать. Там люди просто не готовы работать так быстро. Мои западные партнеры меня регулярно одергивали и просили делать все помедленнее. Меня это сильно удивляло, но теперь я это просто знаю и принимаю.

Сейчас моя команда и я работаем настолько быстро, насколько позволяют и процессы внутри компании, и внешняя ситуация с пандемией, которая, безусловно, сильно осложнила жизнь. Недавно один из старожилов компании признался:  «Знаешь, Алла, так быстро мы раньше никогда не работали. Такой темп держать тяжело». И это правда — люди устают. С годами я стала терпеливее, даю шанс на ошибку, могу снисходительно отнестись к тому, что на мой звонок кто-то не ответил именно тогда, когда мне был нужен срочный ответ. В общем, даю людям возможность быть просто людьми, но по-прежнему иногда выстраиваю команду в армейский строй и требую дружного марша.

NZAKAMULINA

И надо не забывать, в какой компании я работаю. Искренне считаю «Балтику» лучшим работодателем. Я прошла через многие компании, но именно здесь служба персонала действительно много внимания уделяет корпоративной культуре: проходит масса тренингов и открытых коучингов, диалогов. Обстановка в компании позитивная, чувствуется положительный настрой. Наша работа напряженная, но когда вокруг тебя позитивные люди, то работать сразу приятнее.  Я высоко ценю работу, которую проделывает служба персонала «Балтики». Здесь ценят каждого сотрудника без исключения.

— Есть ли особенности работы именно в пивоваренном деле?

— Что касается роли директора по экспорту, то в определенном смысле это более широкое понятие, чем директор по продажам. Это директор по продажам на экспорт. То есть ты должен знать все каналы сбыта и специфику стран, в которые ты продаешь продукцию, их законодательство, а также религиозные особенности.

Когда приезжаешь с визитом в мусульманские страны, то обязательно нужно знать их правила. Если их соблюдать и выглядеть соответствующе, то бизнес-партнер будет относиться к тебе с уважением, потому что вы уважаете его традиции. Это те невербальные знаки, которые легко считываются, и беседа начинается сразу о бизнесе. Нет преград. 

— В чем разница российского рынка и международного?

— Международный рынок — слишком емкое понятие. Есть рынки СНГ со своим темпом развития, есть рынки Европы, Америки, Ближнего Востока, Азии — все они сильно отличаются друг от друга. Различия везде: от требований законодательства к составу продукта, содержанию ингредиентов, формату и шрифту этикеток до разного рода запретов на тот или иной вид товара. Даже цвет упаковки и этикетки продукта может иметь значение. Например, на рынке Армении в лидерах продаж баночка емкостью 0,25 литра, которая остается крайне нишевой в России. Или, например, мы стараемся уходить от сахара, в то время как рынок Средней Азии очень любит сладкие продукты, которые нам кажутся приторными. 

Что касается коммуникации, различия могут быть коренными. Есть рынки, которые нацелены исключительно на онлайн-продажи, а есть те, которые только-только начинают понимать, что такое диджитал-продвижение. На этих рынках такой коммуникацией можно еще несколько лет не заниматься либо, наоборот, стать первыми и увлечь за собой молодую аудиторию. В данном случае следует понимать своего потребителя и цели продвижения продукции. Именно таким многообразием подходов и увлекает меня экспорт. Это постоянная учеба на работе, а работаем мы на сегодня с 75 странами мира.

— В чем заключается секрет успех женщин на руководящих позициях?

— Не превращаться в мужчин. Я считаю, что можно оставаться женщиной и подчеркивать это. При этом нельзя бояться эмоций. Я убеждена, что в бизнесе надо оставаться просто человеком. Если кто-то накосячил, то можно поругать. Если смешно, то рассмеяться. Говорят, женщины эмоциональнее мужчин — пусть будет так, это и прекрасно. Конечно, эмоциональный интеллект важен: надо понимать свои эмоции, стараться держать их под контролем, но и превращаться в робота точно не стоит.

— Как вы выстраиваете отношения с командой? 

— У меня есть правила, которые я открыто озвучиваю каждой команде, с которой начинаю работать. Лучше сразу услышать от руководителя, какие у него ожидания. Я могу быть требовательной, где-то авторитарной, но при этом демократичной. Не могу сказать, что я как-то задумываюсь именно о стиле управления. Я отталкиваюсь прежде всего от бизнес-задач. Если какую-то задачу надо быстро выполнить, значит, идем и быстро выполняем. Если же задача стратегическая, где надо «поштурмовать» всем вместе, — значит, обсуждаем, обмениваемся идеями, а решения по бизнесу принимаем совместные.   

— О чем важно не забывать, будучи руководителем? И как вдохновлять свою команду?

— Важно помнить, что с вами работают такие же люди, как и вы. Они тоже устают, обижаются, у них есть семейные неурядицы, бывает плохое настроение. А вдохновлять? Я не знаю способа лучше, чем вдохновлять своим примером.

— А как вы отдыхаете от работы? Есть у вас какие-то способы релаксации, которые вам помогают?

— Мне повезло, я люблю то, чем занимаюсь: каждое утро с удовольствием сажусь за компьютер посмотреть, что происходит в бизнесе. Но, конечно, иногда хочется, чтобы голова подумала о чем-то другом кроме цифр продаж и дохода. Я очень люблю театр, регулярно посещаю интересные постановки в Петербурге или Москве. Люблю физическую нагрузку, причем именно в зале. В последнее время увлеклась русским бильярдом. Меня обучал чемпион России по бильярду — благодаря его усилиям играю лихо, хотя, конечно, еще учиться и учиться. И, безусловно, мне помогают солнце и море. Теплые океанские волны — это самый мой любимый релакс. Но есть обязательное условие: на отдыхе семья должна быть рядом. Если дети заняты, то точно должен быть любимый муж, с которым мы уже 27 лет вместе, — это непременное условие отдыха. 

— Есть у вас особые ритуалы, когда вам хочется отключиться от всех забот?

— Есть, конечно, но если не успеваю что-то сделать в силу занятости, то никогда не расстраиваюсь, так как потом нагоняю с лихвой. Люблю ходить к косметологу и обожаю общий массаж тела. Но самый главный восстановитель всех моих сил — и эмоциональных, и физических — это любимая собака, лабрадор Виндзор.