Сильная женщина и красотка: главные феминистские роли Джулии Робертс

Актриса не из тех, кто балует публику громкими заявлениями. Разве что от имени своих киногероинь — их слышно на весь мир. Вспоминаем фильмы Джулии, вдохновившие нас и попавшие точно в сердце.
Джулия Робертс в фильме «Эрин Брокович»
Джулия Робертс в фильме «Эрин Брокович»

В 1999 году Робертс впервые назвали амбассадором фемдвижения — но лишь из-за того, что на премьере фильма «Ноттинг Хилл» она неосторожно явила миру небритую подмышку. Тогда фото актрисы, приветливо машущей рукой поклонникам, облетело все таблоиды: кто-то посчитал выход Джулии на красную дорожку социальным заявлением, а кто-то обвинил ее в желании привлечь внимание к своей персоне.

Спустя почти двадцать лет на шоу Busy Tonight Джулия призналась, что просто не рассчитала длину рукава: «Тот снимок до сих пор так и стоит у меня перед глазами. Честно говоря, я не подумала, что наряд покажет кое-что личное. Но это не было публичным заявлением, скорее, напоминанием, что иногда я не брею подмышки».

Джулия Робертс на премьере «Ноттинг Хилл»

Fred Duval

Пусть Джулия Робертс и не спешит во всеуслышание объявлять себя феминисткой, но в своей работе она не раз отстаивала права женщин. И прежде всего, выбирая те или иные роли.

Так, через 27 лет после нашумевшего выхода на красную дорожку Джулию номинировали на премию Women's Image Network, которую вручают за популяризацию гендерного равенства. Тогда Робертс снялась в телефильме HBO «Обыкновенное сердце». И пусть приз достался другой актрисе, героиня Джулии Эмма Брукнер и сама картина однозначно заслуживают внимания.

Джулия Робертс в фильме «Обыкновенное сердце»

Фильм снят по автобиографической пьесе Ларри Крамера и рассказывает о первых годах распространения СПИДа — в начале 80-х о нем толком ничего не знали, называли в народе «гей-раком» и масштаба угрозы не понимали. Главный герой Нед Уикс (Марк Руффало) — писатель из Нью-Йорка — пытается, будучи гомосексуалом, привлечь внимание общества к проблеме, а помогает ему прикованная к инвалидному креслу врач Эмма Брукнер (Джулия Робертс). Проблема в том, что слушать их не хотят. Ни свои, ни чужие — ни ратующее за сексуальную революцию и открыто презирающее призывы предохраняться гей-сообщество, ни чиновники, которые отказываются финансировать борьбу с заболеванием. В конечном итоге история совсем не про активизм, а про цену человеческой жизни и ошибки. Это серьезная драма о желании жить и любить, о сострадании и равнодушии, о страхе и бессилии.

Зачем еще смотреть: чтобы проверить себя на эмпатию и оценить убедительную актерскую игру Марка Руффало, Джулии Робертс, Мэтта Боммера и Джима Парсонса.

Джулия Робертс в фильме «Улыбка Моны Лизы»

Впрочем, канонической феминистской историей считается ретрофильм «Улыбка Моны Лизы». В 50-х годах учительница прогрессивных взглядов Кэтрин Энн Уотсон устраивается преподавать историю искусств в престижный колледж для девочек. Несмотря на высокое качество образования, убеждения в заведении самые консервативные: по сути, девушек готовят к удачному замужеству. Благодаря общению с новой учительницей студентки узнают, что такое свобода выбора, и постепенно меняют свои взгляды на жизнь — разумеется, это не нравится руководству колледжа.

Критики встретили фильм прохладно, обвиняя его в излишней простоте сюжета и сравнивая с «Обществом мертвых поэтов». А вот зрители романтическую историю с выпукло прописанными персонажами оценили — не сопереживать ее героям невозможно. Кстати, за роль в «Улыбке Моны Лизы» Джулия Робертс получила невероятно высокий гонорар в 25 миллионов долларов — это больше трети всего бюджета фильма.

Зачем еще смотреть: чтобы понять, как феминистские идеи воспринимались обществом 70 лет назад, и порадовать слух саундтреком, в записи которого участвовали Seal, Тори Эймос, Крис Айзек, Элтон Джон и прочие прекрасные музыканты.

Джулия Робертс в фильме «В постели с врагом»

Драматический триллер «В постели с врагом» вышел на год позже «Красотки» и раскрыл драматические возможности Джулии Робертс. На этот раз актриса сыграла измученную жестоким мужем Лору. Когда та понимает, что больше не может терпеть издевательств, то инсценирует собственную смерть, воскресает в другом городе под именем Сара и знакомится с приятным парнем. А дальше начинается самое интересное. Кино жанровое, но с терапевтическим эффектом, оно показывает, как прошедшая через ад Лора постепенно открывается другому человеку и возвращается к жизни.

Зачем еще смотреть: чтобы еще разок удостовериться — домашнее насилие недопустимо, терпеть его нельзя, и виноват всегда тот, кто бьет и издевается.

Байопик Стивена Содерберга («Трафик», «Больница Никербокер», «Друзья Оушена») про бойкую Эрин Брокович, отсудившую у корпорации 333 миллиона долларов в пользу жителей округа Хинли, принес Джулии Робертс сразу четыре награды: «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и Премию Гильдии киноактеров США. Ну, и 20 миллионов долларов впридачу.

Завязка «Эрин Брокович» на первый взгляд не кажется захватывающей. Резкая на язык и едва сводящая концы с концами многодетная мать-одиночка устраивается в небольшую адвокатскую контору. И вместо того, чтобы спокойно зарабатывать деньги, ввязывается в многомиллионную тяжбу с корпорацией, которая сбрасывает в грунтовые воды ядовитые вещества. Интересно, что высшего образования у Эрин нет, зато есть повышенное чувство справедливости и уверенность в своих силах. Она так и говорит: «Вера в себя — единственная вера, помогающая жить!» Эта история, в которой вроде бы нет неожиданных поворотов и спецэффектов, смотрится на одном дыхании, потому что рассказана и сыграна всеми участниками процесса на пять с плюсом.

Зачем еще смотреть: чтобы перенять у Эрин Брокович хотя бы 10 % ее уверенности и рассмотреть все наряды — образ провинциальной девушки начала 90-х вышел убедительным.

Джулия Робертс в фильме «Эрин Брокович»

Врожденная женственность и внешняя мягкость Робертс никак не ограничили ее актерское амплуа — Джулия не раз играла и продолжает играть самодостаточных, сильных женщин. Будь то успешный фотограф Изабель в самом трогательном фильме о родительстве «Мачеха», или Лиз Гилберт, отправившаяся на поиски себя в «Ешь, молись, люби», или героиня «Красотки» Вивьен, которую не сломила работа на Голливудском бульваре. И сегодня хочется сказать: «Спасибо, дорогая Джулия! Мы выросли на ваших фильмах, и ваши героини многому нас научили».