Рената Литвинова: «Я только недавно разрешила себе быть счастливой»

Актриса и режиссер — о феминизме, бриллиантах и настоящей роскоши.
Андрей Байда

Любой человек, который следит за вашим творчеством, скажет, что вы верны себе, но в то же время постоянно переизобретаете себя заново. Сегодняшняя Рената по сравнению с той, что была в начале 2000-х, вроде бы та же, но неуловимо другая. А вы сами заметили эту трансформацию?

Хотелось бы меняться еще больше и при этом не дряхлеть, но возможно ли это? Сейчас время, когда так много свободы быть «не как все», но одновременно и не вполне собой — потому что много ограничений, когда ты «полон самоцензуры», тем самым нивелируя себя под общество. Это как все время говорить тихим уравновешенным голосом. Кричать или шептать нельзя, эти краски становятся недопустимыми, я всегда должна помнить, что они могут кого-то невольно задеть! А если говорить о моих изменениях — я только недавно разрешила себе, даже заставила, быть счастливой. Этому тоже нужно учиться. Я так часто ограничивала себя, действовала в ущерб ради чего-то, как мне казалось, высшего. Теперь это мифическое «высшее» стало не таким давящим. Я выскользнула из-под этого груза. В остальном все по-прежнему: людьми очаровываешься, все так же гибнут надежды и возрождаются вновь, каждый раз изумляют предательство и вранье и все так же я много работаю и живу ради любимых людей. Что еще добавить?

Мир тоже не стоит на месте: десять лет назад тема феминизма редко поднималась в общественном пространстве, а сегодня она одна из главных в повестке дня. Раньше мы стремились что-то в себе исправить, а сейчас нас призывают оставаться собой и не стыдиться особенностей внешности. Сложно ли вам принимать изменения, которые сейчас происходят в мире?

Хочу заметить, если вы не принимаете изменения, значит, вы стареете — в этом есть правда. Я всегда была феминисткой, вольно или невольно, в юности даже неосознанно. И проповедовала полную независимость. Я счастлива, что наконец людям официально разрешено быть непохожими. «И все такие разные!..» — пела когда-то Зем­фира.

Несмотря на все перемены, существуют и непреходящие ценности, и жизненные принципы. Поделитесь своими?

Ценности и принципы поэтому и ценны, что неизменны. Зло никогда не превратится в добро, боль всегда испытываешь по наидревнейшим причинам: когда предают, лгут, и все семь смертных грехов по порядку.

Если говорить о вечном материальном, это точно бриллианты. На YouTube можно найти передачу «Стиль от Ренаты Литвиновой», которую вы некогда делали на НТВ. И я зацепилась за фразу: «Самое главное в бриллиантах — вот эта тахикардия, как когда ты выпил много кофе или в кого-то влюблен». Что, на ваш взгляд, главное в бриллиантах сейчас?

Бриллианты — вечные обереги, они сверкают на пальцах, шее, ушах — и отводят от тебя недобрые взгляды. Иногда у меня вдруг вылетает из кольца камень — словно берет удар на себя. И я согласна расплачиваться камнями за некоторые удары. И мне всегда пусто, чего-то не хватает, если на пальцах нет колец.

Какое из ваших украшений наиболее важно для вас? Расскажите его историю.

Подарки от любимых и бабушкины кольца, мамины красные бусы. Несколько раз в год я открываю шкатулку и надеваю эти бусы — наверное, чаще это происходит, когда мне плохо, и эти простые бусы меня как-то согревают и дают силы. Я в это верю.

Бриллианты у многих ассоциируются с роскошью. Но сегодня мы все чаще используем это понятие, когда говорим о нематериальном­. Что для вас настоящая роскошь?

Время дороже всего. У меня­ его становится все меньше и меньше, поэтому я хотела бы расходовать его на любимых людей и на любимое дело — я так люб­лю снимать кино, делать спектакли, сочинять роли! И потом возвращаться домой не в пустую квартиру, а прижаться к кому-то, когда холодно под одеялом.

Прошедший 2021-й стал для вас продуктивным. В прокат вышел фильм «Северный ветер», затем в МХТ им. Чехова — спектакль «Звезда вашего периода». После настолько интенсивного периода хочется взять небольшую паузу?

Чтобы выстрадать какой-то проект, нужно время, но нельзя останавливаться. Когда нет кино, у меня всегда есть театр, где я могу репетировать следующие фильмы и искать в них свое будущее. И при этом мои «творческие мускулы» работают. Все-таки по первой профессии я драматург: всегда сочиняю свои истории и записываю их. В остановках есть трясина, они многих утягивали на долгие годы пустоты, суеты — размениваем себя на что-то неважное, а жизнь конечна. Поэтому важны вечные усилия и воля к исполнению, как в тренировках — иногда надо себя заставлять. Лень, уныние, праздность, ничегонеделание — одни из самых нелюбимых грехов.