Почему онлайн-школы — хороший способ подготовиться к экзаменам?

Если вы и ваш ребенок уже начинаете волноваться о предстоящей череде экзаменов, то спешим вас немного успокоить – выход есть. Вместе с основателем и идейным вдохновителем «Умскул» Дмитрием Даниловым рассказываем о плюсах онлайн-образования и развитии искусственного интеллекта.
Почему онлайншколы — хороший способ подготовиться к экзаменам
Getty Images

Дмитрий Данилов, основатель «Умскул»

— Как эффективно подготовиться к ЕГЭ и усвоить необходимый материал в короткие сроки?

— Экзамен требует понимания материала, поэтому единственный эффективный способ подготовки – это изучение информации с пониманием сути и систематическое решение типовых задач, которые раньше встречались на экзаменах либо публикуются в сборниках или в банке экзаменов.

Скорость усвоения материала напрямую зависит от следующих факторов:

  • эффективности подачи материала, его понятности, логики и структурирования;
  • от того, насколько точно подобран материал. Зачастую ученику объясняют то, что он уже знает, либо то, что вообще не нужно на экзамене;
  • скорости и качества ответов на вопросы ученика;
  • вовлечения в процесс занятий самого ученика, например при помощи геймификации.

Если работать часто один на один с хорошим репетитором, то он вполне может качественно подготовить к экзамену. Но здесь важна регулярность и действительно хороший репетитор, а это большая редкость. 

Но есть и существенный минус даже хорошего репетитора. Во время решения домашнего задания у ученика могут возникать вопросы, и, чтобы обучение не затягивалось, на них нужно сразу давать обратную связь. А постоянно быстро отвечать на вопросы ученика физически невозможно одному человеку. В таком случае преимущество остается у онлайн-платформ, таких как «Умскул», где профессиональные кураторы, помощники преподавателей, всегда на связи и дают развернутые ответы на вопросы за 3-5 минут. 

Если говорить о том, сколько времени нужно потратить на подготовку, то, к примеру, у нас в среднем на изучение полной программы по одному предмету отводится как минимум 120 часов занятий, и как минимум столько же времени необходимо на выполнение домашнего задания. 

Во втором полугодии у выпускника может не быть столько времени: на этот случай у нас разработана собственная система искусственного интеллекта, которая анализирует уровень знаний ученика и позволяет ему сократить время на изучение материала – просто исключает то, что ему не нужно. Она делает даже больше – выявляет слабые места ученика и предлагает к просмотру дополнительные короткие занятия с домашними заданиями.

— А как она собирает данные и определяет эффективный формат для каждого ученика?

— Система учитывает достаточно широкий спектр данных об ученике. Во-первых, его цели. Кому-то надо 100 баллов по трем предметам, кому-то для поступления достаточно и 70. Исходя из этого строится образовательная траектория ученика.

Во-вторых, учитывается уровень знаний ученика. Для этого, с одной стороны, всегда анализируются все домашние задания, с другой – мы проводим специальные экспресс-тестирования для выявления уровня знаний. В-третьих, учитывается еще три ключевых элемента: вероятность того, что ученик уже забыл тему, что ученик случайно решил верно и вероятность, что ученик решил не верно. 

Все это создает полную картину об ученике и позволяет расставить точные акценты на то, что ему нужно смотреть и решать в первую очередь, а на что не стоит обращать внимание вовсе. 

— Учитывает ли искусственный интеллект особенности восприятия информации каждым учеником? 

— Наша образовательная программа в принципе уже учитывает особенности восприятия каждым учеником. Для тех, кто запоминает «глазами», мы всегда иллюстрируем необходимую информацию на экране и четко, неоднократно проговариваем ее для аудиалов.

— Каких тенденций в онлайн-образовании нам ждать в ближайшем будущем?  

— Будет развиваться персонализация образовательного процесса: она позволяет оптимизировать расход времени на обучение. Время сейчас является ценнейшим ресурсом. За счет развития информационных технологий на онлайн-платформах можно упростить образовательный процесс. Везде распределить подсказки, нужный дополнительный материал для решения практических задач. Все это в том числе реализуем сейчас и мы.

Кроме того, важную роль в обучении, на мой взгляд, будет занимать игрофикация, потому что она позволяет привнести дополнительную мотивацию в образовательный процесс и сделать его более увлекательным и интересным. 

— В чем состоят особенности специальной авторской методики, по которой преподают ваши учителя?

— Преподаватели анализируют все материалы экзаменов прошлых лет, изучают сборники от составителей экзаменов и создают теоретический материал, который позволяет гарантированно решить любую задачу на экзамене. Мы отслеживаем изменения ФИПИ и ФГОС для каждого года и привлекаем экспертов ЕГЭ при составлении материала. Именно адаптация под эти изменения позволяет нам готовить большое количество учеников, сдавших экзамены на высокие баллы. Мы делаем акцент именно на задачи, которые предстоит решать на экзаменах, а не наоборот.  

Мы применяем симбиоз двух важных составляющих процесса. Первый – это методология и личный профессионализм наших преподавателей и их ассистентов. Второй – это информационные технологии и искусственный интеллект. На наш взгляд, только качественное их слияние может приносить хороший образовательный результат. 

— Заметили ли вы изменения в поведенческих привычках или заинтересованности учеников за последние годы? 

— Изменения происходят каждый год. Сейчас мы видим, что, с одной стороны, ученики меньше хотят решать домашние задания, с другой — хотят быть увлечены тем, чем занимаются. В десятилетие блогеров люди ищут себе кумиров, и, чтобы замотивировать учеников к обучению, преподавателю мало быть просто преподавателем, ему в том числе нужно стать кумиром для ученика. Это большая ответственность и кропотливая работа, которой мы занимаемся каждый день. Мы постоянно разрабатываем новые способы для мотивации учеников к обучению. 

— Как еще замотивировать выпускника учиться?

— На мой взгляд, необходимо показать ему примеры результатов учебы и ее отсутствия – хорошие и плохие. Хорошие, чтобы создать его стремление к идеалу и понимание того, как нужно учиться, плохие – чтобы показать, в какую сторону не стоит двигаться.

По нашему опыту, одним из основных факторов заинтересованности ученика является преподаватель, поэтому мы уделяем им большое внимание в нашей школе. Основная задача родителя – это найти хорошего преподавателя и предложить ребенку позаниматься с ним. К тому, что обучаться удобнее и эффективнее онлайн, ученики сейчас приходят сами. Они активные пользователи социальных сетей и понимают, что это такое. Со стороны родителей главное —  помочь им и поддержать в этом вопросе.