Не только «Служебный роман»: важные роли Алисы Фрейндлих

В день рождения Алисы Фрейндлих вспоминаем отличные фильмы с ее участием. 
Алиса Фрейндлих в фильме Большой

«Д’Артаньян и три мушкетера»

реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978

Советские мушкетеры запомнились не только поющим Боярским в шляпе! Роль Анны Австрийской, репутацию которой спасали Атос, Портос, Арамис и Д’Артаньян, досталась Алисе Фрейндлих. Позже она рассказывала, что ставила перед собой задачу сыграть абсолютно живую женщину из плоти и крови, хоть и обитающую во дворце. Даже у королевы могут быть недостатки, страхи и способность совершать опрометчивые поступки. Такой и получилась ее Анна Австрийская!

«Сталкер»

реж. Андрей Тарковский, 1979

Андрей Тарковский как-то увидел Алису Фрейндлих на сцене в театре, отправил ей после спектакля записку и предложил сыграть у него. Но речь шла не о «Сталкере», а о небольшой роли в «Зеркале». Тогда у актрисы и режиссера не совпали съемочные графики, но несколько лет спустя Фрейндлих все же появилась у него в картине в роли жены Сталкера. У нее совсем немного экранного времени, зато как ярко она его использует! Монолог, где она говорит про свою семейную жизнь и Сталкера прямо в камеру, — одна из мощнейших сцен в фильме.

«Жестокий романс»

реж. Эльдар Рязанов, 1984

Эльдар Рязанов часто заранее знал, кого из актеров и в какой роли будет снимать, и в образе матери в «Бесприданнице» Островского сразу видел Алису Фрейндлих. Режиссеру даже пришлось сражаться за актрису на худсовете — начальство сомневалось в его выборе. Рязанов видел героиню как сложного персонажа — женщину, которая готова на все, чтобы пристроить своих дочерей замуж, но одновременно скрывающую какую-то свою личную драму. Фрейндлих согласилась с трактовкой и блестяще справилась с работой.

«Агония»

реж. Элем Климов, 1975

Фильм о последних месяцах царской России задумывался как контрпропаганда: в начале 70-х в Голливуде вышла картина «Николай и Александра», и советские власти решили, что должны быстро чем-то ответить. С ответом вышло сложно: «Агония» не удовлетворила начальство и десять лет томилась на полке, зрители увидели ее лишь в середине 80-х. Фрейндлих здесь сыграла Анну Вырубову — фрейлину императрицы Александры. С одной стороны верную подругу, с другой — женщину, которая ведет какую-то свою собственную игру.

«Большой»

реж. Валерий Тодоровский, 2017

В свои 87 лет Алиса Фрейндлих продолжает активно играть в театре, и в этом году даже смогла вернуться на сцену питерского БДТ после тяжело перенесенного коронавируса. А вот в кино в последние годы она почти не снимается. Фильм о закулисье балетного мира вряд ли можно назвать программным заявлением режиссера Тодоровского, но если его смотреть, то именно ради Алисы Фрейндлих. Она появляется в роли преподавательницы балетного училища, дамы жесткой, но справедливой и влюбленной в искусство. Тот случай, когда большая актриса одним своим появлением в кадре поднимает планку кино.