Манижа: «Быть сильным — это иметь право на уязвимость»

В 2021-м она «встала и пошла» на «Евровидение». А по пути показала российскому обществу его лицо и, несмотря ни на что, достойно представила его на международном уровне.
Манижа «Быть сильным — это иметь право на уязвимость»

Каждый год одно и то же. Весной, когда происходит отбор песен на «Евровидение», в фейсбуках и инстаграмах ломаются копья. Не важно, выбирала ли композицию комиссия в закрытом режиме или претендентов показали по телевидению, как было в 2021-м, и за них проголосовали зрители. Всегда есть недовольные. Даже в 2020-м, когда песня Little Big — Uno только вышла и клип на нее еще не стал самым популярным на YouTube-канале конкурса, были слышны голоса: «Да что это вообще такое?» А уже в 2021-м Манижу накрыл просто девятый вал хейта.

Символично, что песня Russian Woman победила в SMS-голосовании отборочного тура именно 8 марта. Гремучая смесь рэпа с фольклором, помноженная на актуальную феминистскую повестку, да еще и в устах девушки откровенно не славянского типа? Оказалось, что российское общество с трудом может это пережить. Да как она посмела петь от лица русских женщин? К тому же по-русски, а не по-английски? Да еще и про «встала и пошла»? Общество сломалось. Песня, которая и длится-то меньше трех минут, вскрыла столько проблем, что стало даже страшновато. Оказалось, что ксенофобия никуда не делась. Манижа­ — этническая таджичка, которая, кстати, успела родиться еще в СССР и с трех лет живет в Москве. Она окончила здесь школу, у нее такой же красный паспорт с двуглавым орлом, но это не имело никакого значения для комментаторов, которым была важна ее национальность. Ее обвиняли в оскорблении образа русской женщины, отдельные активисты призывали Следственный комитет проверить трек на разжигание ненависти — серьезно, такое обращение было. Но было и другое — видео с огромным количеством поющих и танцующих российских женщин, которое показали на конкурсе во время выступления Манижи. И отзывы от международной аудитории в духе: «Я — итальянский мужчина, но во мне проснулась русская женщина». Не знаем, как в итальянских мужчинах, но в русских женщинах в 2021 году Манижа точно что-то пробудила.

Весь 2021-й вы были в центре медийной повестки. Как сейчас, подводя итоги года, вы оцениваете всю эту историю с «Евровидением»?

Этот год я называю годом борьбы за смелость, которую у меня не раз отнимали обстоятельства и навязанные недоброжелателями страхи. Были моменты, когда я боялась сказать даже слово: не выносила интервью, перестала сидеть в социальных сетях, не выходила никуда в одиночестве из-за бесчисленных угроз, опасалась оставаться наедине с незнакомцами­. Я замкнулась и чувствовала в этом предательство собственных ценностей: мол, Манижа не имеет права быть слабой. Манижа не имеет права бояться. Я не буду обманывать, говоря, что эти обстоятельства дались мне легко. Но я счастлива, что частично преодолела самое главное — страх быть слабее, чем ты себе кажешься. Я больше не боюсь, и это мне дает много сил быть смелой. «Быть сильным» — это иметь право на уязвимость. По итогу на пути к той сильной Маниже на сцене «Евровидения» и Маниже сегодняшней нужно было оказаться рыдающей девчонкой в гримерке, с потекшей тушью на веках. Но я очень благодарна этой девчонке.

Кто-то из журналистов назвал вашу поездку на «Евровидение» тестом на толерантность для всей страны, который многие, увы, не прошли. Согласитесь с такой оценкой?

Ха-ха... Звучит классно! Я не могу сказать за всех, но как минимум в моем окружении стало меньше людей. А значит — куда меньше расистов и сексистов. Что может быть лучше, не прав­да ли?

NatashaPolskaya

Мне кажется, что очень яркая часть вашего выступления — это экран со всеми этими поющими женщинами. Чье-то конкретное участие было для вас наиболее важно?

Для меня каждая из них важна, и если честно, то я бы хотела, чтобы со мной на сцене было еще больше женщин России и чтобы их все могли увидеть.

В 2021-м вы пели не только про русскую женщину. Плотно сотрудничали с Кириллом Рихтером, записали с ним свою версию песни Аллой Пугачевой «Самолеты улетают». Пугачева — это уже отдельный столп русской культуры. Какое, на ваш взгляд, она занимает в ней место?

Знаете, у меня есть любимое интервью Аллы Борисовны у Влада Листьева. Кажется, в эфире ток-шоу «Тема» он спросил ее: «У вас было желание стать выше всех, быть первой?» Сначала была пауза, а потом она очень спокойно и уверенно ответила: «Мне некогда было желать этого, потому что я почти всегда была первой». Зал молчал, так как эта невозможная уверенность в себе не вызывала вопросов. Женщина, которая поет, никогда не страдала напускной скромностью, потому что она всегда была еще и женщиной, которая делает. И по сей день она выбирает быть, а не казаться. Это может себе позволить только очень сильный, очень честный с собой и зрителем человек. И отвечая на ваш вопрос, какое место она занимает в русской культуре, скажу: недосягаемое и настоящее.

Мне кажется, что она могла бы стать феминистской иконой, но вот почему-то не случилось...

На мой взгляд, есть люди с более сложной и отличной от всех органикой. От­чего­ и невозможно их поместить под какой-то ярлык или термин. Да и нужно ли это?

Вы были одной из первых певиц в России, ставших популярными в том числе и благодаря интернету. Но, согласитесь, сегодня всемирная паутина играет двоякую роль. С одной стороны, никому не известные музыканты могут выкладывать работы в сеть, и про них будут узнавать, а с другой — любой тиктокер-миллионник считает необходимым записать песню и попасть в хит-парады.

Да, безусловно, такое существует, но в этом нет ничего плохого. Миру одинаково необходимы песни, которые обходятся без топ-чартов, но остаются надолго, и быстрый приятный фастфуд, которым приятно радовать себя здесь и сейчас. В искусстве такой феномен существовал и без тиктока. Наоборот, я считаю, что тикток нужен как платформа, где ты можешь быть кем хочешь. Это крутой скилл, который сейчас есть у нового поколения, и кажется, оно намного смелее нашего.

Вы можете воспринимать подобное­ творчество именно как музыку? И не обидно ли, что их песни зачастую становятся популярнее, чем у профессионалов, которые долго учились и шли к общественному признанию?

Музыка — это способ выражения. Если любимый блогер умеет его использовать, так что же в этом плохого? Наоборот, слушателю легче найти то, что ему ближе. Тем временем самим музыкантам, на мой взгляд, стоило бы поучиться у блогеров отсутствию снобизма.

Хорошо, принимается. А какую песню или исполнителя вы бы назвали главными в 2021 году?

Для меня это Окси. Oxxxymiron. То, как он проходит кризис маскулинности и разрушает его, — вау. Так еще никто до него не делал.

Еще одно знаменательное событие для вас в 2021-м — вам исполнилось 30 лет. По себе знаю, что многие люди в этом возрасте переживают психологическую трансформацию. У вас такое было?

Цифры — система знаков для записи конкретных значений чисел... Я считаю, что возраст равен только количеству любви, которую ты сумел в себе сохранить, зная о жизни всю правду.

И под занавес поделитесь своими планами на 2022-й.

В начале года мы с мамой собираемся запустить фонд помощи жертвам домашнего насилия Silsila. Точно так же называется приложение — тревожная кнопка, которое мы с командой разработчиков продолжаем поддерживать. Silsila с фарси переводится как «нить» — она способна вытащить из любой передряги. В мои музыкальные планы запись альбома пока не входит. Но мне очень нравится выпускать синглы. Во-первых, у меня много неизданных песен. А во-вторых, над синглами интересно работать как над самостоятельными произведениями со своими видео и другими медиаэлементами вокруг. Еще у меня есть идея представить совершенно новую версию Манижи, которая всех немало удивит. Увидим.