Ирина Старшенбаум: «Я хочу быть актрисой мира, жить в гармонии и аккумулировать любовь»

Эксцентричная Марина из «Медиатора», красотка Нелли из «Общаги», сильная и ранимая Аня из «Инсомнии» — в 2021-м у Иры самые яркие роли. Кто еще мог стать актрисой года Glamour? Вопрос риторический.
Ирина Старшенбаум «Я хочу быть актрисой мира жить в гармонии и аккумулировать любовь»
NatashaPolskaya

Ира, в этом году у вас много больших премьер. Внимание, вопрос: как вы все успели?

Дело в том, что некоторые фильмы должны были выйти еще в прошлом году. Точнее, у нас затянулся постпродакшн «Инсомнии» из-за ковидных остановок, и «Общага» тоже отложилась — ее мы трепетно ждали. А вот «Медиатор» как-то проскочил карантин. Вообще, у каждого фильма своя судьба — когда ему суждено выйти, тогда и выходит. Я обычно слежу, чтобы в год было две-три роли, но из-за пандемии на этот раз получилось побольше. Не могу сказать, что всерьез переживаю на этот счет, но думаю, артиста должно немного не хватать, по нему надо соскучиться.

Тем не менее, выглядит впечатляюще — во всех громких проектах Старшенбаум. Я так понимаю, дальше у вас график тоже довольно плотный?

Сейчас я читаю сценарии, выбираю. Не хочу сниматься просто, чтобы сниматься. Конечно, предложения есть, но хочется выйти на другой уровень, попробовать новый для себя жанр: добрую семейную комедию или романтическое кино. Вот как фильм «Она», например, с Хоакином Фениксом (о романе писателя и операционной системы. — Прим. ред). Но в этих жанрах написать хороший сценарий непросто. Я с нетерпением жду и загадываю, чтобы в руки попал именно такой. Посмотрим, что получится.

Вы в работе избирательны, это видно по вашим героиням. Бывает, что читаете сценарий и думаете: «Боже, ну нет»? Как отбор происходит?

Конечно, бывает. Кино — такая индустрия, где легко стать жесткой, а мне бы этого не хотелось. Мне хочется оставаться женщиной, аккумулировать любовь, радость, добро. Поэтому для меня важно, чтобы не было цинизма, высокомерия. Ирония — да, без нее невозможно. Сейчас я по первым страницам плюс-минус понимаю, мое или нет. Ну, и очень важен режиссер. Человек, недостаточно влюбленный в материал, может испортить хороший сценарий. А режиссер, настроенный сделать кино, напротив — исправит недоработки. Если глаза горят — все будет прекрасно.

Я читала, что к Роману Васьянову в «Общагу» вы пошли легко, хотя изначально он оператор. Как вы поняли, что он и режиссер классный?

Знаете, едва познакомившись с Ромой, понимаешь, что пойдешь с ним куда угодно: хоть в поход, хоть кино делать. Он очень самодостаточный, талантливый, он работает в Голливуде с мировыми звездами — у него есть чему поучиться.

В «Общаге» все удалось?

Абсолютно. Рома — стопроцентный лидер, у него все работают в ощущении счастья, потому что пространство очень творческое. Я довольна результатом и, честно говоря, не ожидала, что авторский фильм вызовет такой резонанс — возможно, все потому, что Рома все делает искренне. Я его даже спросила: «Ром, ты ожидал, что снимешь хит в общежитии?» Он говорит: «Вообще не думал об этом».

Вы где-то в интервью говорите, что «Вторжение» — одна из самых сложных работ. Что-то изменилось с тех пор?

Там тяжелее выражаться правильно, потому что это блокбастер и надо как-то понимать его математику. Но в каждой работе свои препятствия. «Общага» — точно не самая сложная роль. Я не испытывала никакого сопротивления, хотя материал и непростой. А вот «Инсомния» из-за темы онкологии далась тяжело — и душевно, и даже на уровне физиологии. Хочется поддержать людей, столкнувшихся с этим, выразить свое восхищение. Очень круто, если удается победить и жить дальше, это невероятное что-то.

А «Медиатор»? Там у героини серьезный конфликт с матерью, и очень ей сопереживаешь.

Честно говоря, в сценарии она была такой рублевской барышней, которая вечно не догоняет, что с ней происходит. И мне показалось, что это скучно, надо делать смешно, потому что остальные персонажи все серьезные, на драме. У нас был очень крутой режиссер Артем Аксененко, я ему очень благодарна. Потому что он со мной согласился и сказал: «Ир, делай что хочешь!» Вот просто — делай что хочешь. И потом еще отстаивал мои импровизации. А я стала отрываться: половину текста придумала на свой страх и риск, половину костюмов привезла из дома в двух чемоданах. Туфли еще дорогущие мне кто-то подарил — тоже привезла, думаю, порадую съемочную группу. И я до последнего была уверена, что меня обругают за эту роль. Но думала: либо перегну, либо сделаем прикольно. В свою героиню я вложила все, что в людях есть: сарказм, цинизм. Она зрителям понравилась, потому что во всем этом очень честная.

А есть фильмы, которые вызывают чувство «Почему не я снялась»?

У меня такого не бывает. Подруга недавно подарила сессию по хьюман-дизайну, и там выяснилось: у меня есть канал, отвечающий за то, чтоб я ни за что не цеплялась. И это правда. Иногда даже думаешь, надо было сняться, а потом смотришь фильм и понимаешь, что человек абсолютно на своем месте. Мы в итоге всегда оказываемся в нужном месте и в нужное время.

Мне киношники рассказывали, что работать с голливудскими коллегами одно удовольствие. Все четко поставлено, все минута в минуту. У Ромы Васьянова большой опыт в Голливуде. Как все прошло?

Так и было. Причем в первый день я приехала на съемку и хотела перед гримом выпить кофе. Но второй режиссер говорит: «Нет, в девять утра ты должна быть на площадке». Я говорю: «Так сейчас восемь, я на пять минут». Она: «Нет». И я подумала: «Господи, что за насилие! В русском кино я такого не помню». Зато ровно в девять я обнаружила, что все готово: одна репетиция — и приступаем. Оказывается, так можно! Вообще, если ты снимаешься в Голливуде или в европейском кино и тормозишь коллег, крадешь чужое время, тебя не возьмут в следующий фильм. Поэтому все делают домашнее задание, и я тоже теперь на площадку приношу подготовленные варианты. Это классный опыт.

То есть к съемкам в голливудском и европейском кино вы готовы?

Абсолютно точно!

Отлично. Когда мы увидим Иру Старшенбаум в каком-нибудь «Марвеле»?

В «Марвеле» пока не предложили, а в европейском кино я недавно снялась — у немецкого режиссера Томаса Штубера, автора фильма «Между рядами». Он безумно интересный: делает кино про жизнь рабочего класса. Мне сначала было страшно в чужой стране, но сказался опыт работы с Ромой. Все было очень похоже — легко.

Итак, европейская высота взята. Тогда что вы себе пожелаете прямо сейчас?

Я хочу быть актрисой мира, жить в гармонии, аккумулировать любовь и доносить через свои роли до сердец людей высшие смыслы.

А что бы вы пожелали читательницам Glamour?

Благодаря моим друзьям и близким я поняла, что самое главное — отдавать любовь и иметь теплые отношения с родителями. Самой большой дар — наша жизнь. И ее мы можем наполнить любовью и смыслом. Я от всей души желаю каждой из нас не забывать, для чего мы здесь и что можем дать этому миру.