Девушка из Дании: почему вам нужно следить за Неделей моды в Копенгагене

Как Копенгаген стал экспортером стиля, который полюбился во всем мире.

Стритстайл с Недели моды в Копенгагене

У мифической парижанки, недостижимо модной и элегантной, на наших глазах появилась конкурентка — девушка из Дании. Она любит легкую небрежность и многослойность в одежде, в ее гардеробе есть и мужские, и женские вещи, она неспешно ужинает при толстобоких свечах за инстаграмно сервированным столом, а ее увлечение модой имеет лишь одно ограни­чение: оно не должно мешать ей передвигаться по Копенгагену на велосипеде.

Стритстайл с Недели моды в Копенгагене

Еще недавно за скандинавский стиль отвечала в первую ­очередь Швеция с ее минимализмом, мо­но­хромом и ­комодами Billy из IKEA, но в последние годы на первый план вышла Дания. На копенгагенскую Неделю моды ­(совсем молодую, ей всего 14 лет) стали слетаться редакторы ведущих мировых изданий, которые ­отмеча­ли: в отличие от Нью-Йорка, Милана, ­Парижа и Лондона наряды гостей тут — как и коллекции локальных брендов — пригодны к нормальной ­жизни и честны. В мировых столицах моды крутятся слишком большие деньги, Дома-тяжеловесы одева­ют знаменитостей и блогеров-миллионников в свои тотал-луки, из-за чего стритстайл превращается в копию лукбуков. Красиво, но — вздыхают модные редакторы­ — никакой­ индивидуальности и креатива. Зато в Дании девушки по-прежнему одеваются по своему вкусу. И вкус у них что надо — доказывает регулярно пополняющийся список новых имен в аккаунте @scandimuses.

Кто есть кто

Самый влиятельный датский модный блогер — Пернилле Тейсбек (@pernilleteisbaek, 1,2 млн подписчиков). Модель, стилист, редактор, в 2012-м она, как и многие, завела собственный блог. Потом обосновалась в инстаграме. В 2016-м выпустила книгу о том, как одеваться по-скандинавски, и, наконец, вместе с Ханной Леффе­ создала инфлюенсерское агентство Social Zoo (в марте 2020-го оно приостановило работу из-за ковида, но к этому времени в портфолио у Social Zoo уже были конт­ракты с Prada, Gucci, Net-a-Porter и работа по продвижению копенгагенской Недели моды на мировой арене). В своей книге Dress Scandinavian Пернилле постулирует принципы «медленной моды», предлагая делать ставку на вещи, которые хорошо ­комбинируются друг с другом и будут модными не один сезон. В ее представлении это уже не тельняшка, а пиджак мужского кроя, и не бежевые лодочки, а кроссовки (это они сейчас подходят ко всему!).

Пернилле Тейсбек 

Впрочем, стиль Пернилле достаточно сдержанный по сравнению, например, с образами Эмили Синдлев (@emilisindlev), ведущего инфлюенсера Social Zoo: эта девушка обожает яркие цвета и принты. Еще один блогер из Дании, в инстаграме которого сплошь неоновые костюмы с бра, — Эмма Молдт (@emmamoldt), а за легкие ­платья на тонких бретелях в сочетании с грубыми ботинками отвечает трогательная блондинка Эмилия Силберг (@emiliasilberg). Модные редакторы и блогеры Жанетт Мэдсен (@_jeanettemadsen_) и Тора Валдимарс (@thora_valdimars) продвигают тему вечеринок из 1980‑х, которые у них ассоциируются с блестящими платьями и рукавами буф. Они же запустили в партнерстве с универмагом Birger Christensen бренд Rotate, который оказался очень успешным: первая коллекция платьев с теми самыми рукавами буф, лаковых курток и сексуальных мини из экокожи была распродана за три месяца; в нарядах марки были замечены модель Эльза Хоск и могущественный инфлюенсер Кайли Дженнер. Где искать чисто скандинавский сдержанный минимализм в ахроматической гамме? В инстаграм-­лентах Софии Роэ 
(@sophiaroe) и Жозефины Хаанинг Дженсен (@josefinehj).

Эмили Синдлев

Christian Vierig

Тора Валдимарс

Фанни Экстранд


Датские бренды

Вкус и чувство стиля датчанок­ не стали бы нарицательными­, ­если бы в родной Дании не оказалось­ брендов, которые шьют вещи­ в близкой по духу эстетике: кра­сиво­, понятно (но с вниманием к необычным деталям) и для всех, а не только для нордических блондинок­ с фарфоровой ­кожей. В 2018 году выстрелил Ganni, ­который в далеком 2009-м основали Дитте и Николай Реффструп. В их разноцветных мохеровых свитерах вышли модницы Вероника Хейлбрюннер и Леандра Медин, а в оранжевом платье с запахом — сама Бейонсе­. Ganni переосмысляют обычные элементы одежды, помещая их в непривычный контекст: огромные воротнички гимназисток оказываются на кожаных платьях, викторианские рукава и блузы сочетаются с рыбацкими сапогами. Даже леопардовые платья Ganni выглядят не как китч, а как примета «интеллектуальной» моды, перерабатывающей прошлое в лучших традициях постмодерна. 

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Водолазка Ganni

Примерно в то же время прославился и датский бренд Saks Potts, чьи цветные кожаные пальто с меховым воротником носят Леди Гага, Кэти Перри, Белла Хадид и Карди Би. Основу сезонных коллекций бренда Барбары Поттс и Катрины Сакс обычно составляют шубы, но дизайнерский дуэт постепенно расширяет ассортимент, при этом, однако, стараясь ограничивать серии двумя-тремя десятками новых вещей и отправляя на производство только те модели, которые хотели бы носить сами.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Тренч Saks Potts

Куртка с поясом Saks Potts

Еще одна любимица модных редакторов и стилистов — Сесилия Бансен, выпускница британского Королевского колледжа искусств и финалистка конкурса молодых дизайнеров LVMH Prize. Она основала в родном Копенгагене бренд романтичных плать­ев в эстетике «Пикника у Висячей скалы» и «Девственниц-­самоубийц» имени себя. Ну и наконец, отдельного упоминания заслуживает марка Stine Goya, работающая с принтами и жизнерадостными сочетаниями цветов.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Кардиган Stine Goya

Вельветовый жакет Stine Goya

Почти все датские бренды придерживаются принципов экологичности и этичности, выпускают не больше двух коллекций в год и имеют относительно гуманный ценник — по крайней мере для люксовых платформ, на которых они продаются (например, вещи Rotate стоят 250–560 долларов). «Конечно, приятно видеть наши платья на суперзвездах уровня Бейонсе или Рианны, — говорит Дитте Реффструп, совладелица и креативный директор Ganni. — Но ничуть не меньше я радуюсь, когда встречаю на улице обычных деву­шек в нашей одежде. Ну а если говорить о продажах, то, по моим наблюдениям, на них влияют не инстадивы с многомиллионной аудиторией, а скорее микроинфлю­енсеры: им больше доверяют».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Блейзер из искусственной кожи Rotate

Лакированные брюки Rotate

Микроинфлюенсеры в ­переводе с языка маркетинга на человеческий — это девушки с количеством подписчиков от одной тысячи до двухсот: как раз те самые датские блогеры (кроме Пернилле­ Тейсбек и Эмили Синдлев — они уже полноценные знаменитости­). А также сестры-блогеры из Калифорнии­ Молли (@accidentalinfluencer) и Риз Блатштейн @double3xposure — она уже на полпути из микро- в макро-­), архитекторы, студентки и другие «реальные девушки», которые отметились под хештегом #gannigirls. В этом, кажется, и есть ­причина успеха датского стиля: внимание к любой женщине, ее комфорту и желанию экспериментировать. Датчане уже продали нам хюгге, так что и платье с гигантским воротником мы, конечно, берем­.

Стритстайл с Недели моды в Копенгагене