«Бывшие бывают»: 10 девушек рассказывают, как победили алкогольную и наркотическую зависимость

Тема зависимости — не табу. 
«Бывшие бывают» 10 девушек рассказывают как победили алкогольную и наркотическую зависимость

Каждая из этих женщин в течение долгих лет страдала от наркотической или алкогольной зависимости и каждая смогла начать жизнь заново. Дизайнер Олеся Шиповская, ставшая в 2020-м одной из «Женщин года Glamour» совместно с фотографом Богданом Богдановым и Национальным антинаркотическим союзом запустили проект-съемку, чтобы показать: с этой проблемой может столкнуться любой человек, а тема наркомании — не табу, ее нужно обсуждать.

«Часто говорят: “Что взять с наркомана, это просто слабый человек”. Мне кажется, наркомания не про слабость. Человек может быть сильным очень долго, но в какой-то момент не справиться. И тогда ему нужна помощь, поддержка и пример. Поэтому мы пригласили в проект девочек, уже совершивших в жизни квантовый скачок. Они обладают такой силой воли, которой можно только позавидовать. Сейчас эти люди выглядят потрясающе, они находятся в трезвости, но когда-то были в большой беде. Хочется показать, что с этим можно справиться. Еще хочется, чтобы эта тема не была кулуарной. Обычно ее обсуждают либо эксперты, либо сами наркоманы и их родные. А, например, в светских кругах это вообще не считается проблемой. Хотя наркомания — коварный враг, с которым нужно бороться. И в первую очередь грамотно поданной информацией. Мы не боимся рассказывать про этих девушек, и они сами не боятся говорить о себе», — сказала Олеся.

И не просто говорить, а сделать это честно, опровергая любые стереотипы. «Думаю, в нашем обществе существует некое представление о том, кто такой зависимый человек. Мы не хотим ассоциировать себя с этим образом, боимся обратиться за помощью. Но с зависимостью может столкнуться любой, и это то, что наш проект показывает», — объясняет Богдан Богданов.

Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Гольфстрим уверена, что подобные акции помогают громко говорить о том, что не очень-то принято обсуждать: «На сегодняшний день тема наркомании максимально табуирована: как правило, о вариантах лечения и действительно эффективных методах помощи знают лишь единицы. Основная масса пока находится на этапе проб и ошибок. И это там, где счет иногда идет не то что на дни, а на минуты».

Девушки, принявшие участие в проекте, родились и выросли в разных городах, они бывали в непохожих ситуациях, но столкнулись с одной и той же проблемой. «Каждая история — это реальная жизнь, боль и отчаяние, которые сегодня живут на улицах и в домах разных городов, — продолжает Алина. — Заболевание, о котором мы говорим, хроническое, неизлечимое, и вторая задача проекта — показать, что выход, тем не менее, есть. Любая зависимость — не приговор!»

Маргарита, 42 года

Стаж употребления: 12 лет (наркотики и алкоголь)

В ремиссии: 11 лет и 6 месяцев

«Я родилась и выросла в городе Обнинске. Употреблять начала в конце 90-х, когда практически в каждом подъезде можно было без проблем купить все что нужно. В то время все употребляли опиумные наркотики. Я оказалась не исключением», — рассказывает Маргарита. За человека, который помогал доставать, а иногда и продавал запрещенные вещества, она даже вышла замуж. А после три года ездила к нему в тюрьму, куда он попал из-за своей преступной деятельности.

После первой реабилитации Маргарита поняла, что с этим человеком ей не по пути, и подала на развод. Но затем последовал тяжелейший срыв длиной в год: «Я оказалась на таком дне, где раньше не бывала. Точкой стала ситуация, когда я перестала ходить, — шел сильный воспалительный процесс в паху, мне нужно было принять наркотики, и мама держала меня, чтобы я не упала. Я плакала и пыталась уколоться... Это было жутко! Тогда я снова легла в наркологическую больницу и приняла решение еще раз поехать на реабилитацию». За 11 лет трезвости Маргарита опять вышла замуж, родила ребенка и научилась радоваться жизни: «Не сомневайтесь, верьте в себя и своих близких! Бывшие бывают, теперь я это точно знаю».

Ольга, 41 год

Стаж употребления: 12 лет (алкоголь)

В ремиссии: 5 лет и 1,5 года

Долгое время у Ольги не было проблем с алкоголем: она выпивала на вечеринках, могла пропустить бокал вина на встрече с подругой. После развода с мужем впервые сильно напилась. Но регулярно заглушать душевную боль алкоголем начала после смерти матери: «Так мне было хоть немного проще пережить то, что я чувствовала».

Начать жизнь заново Ольга пыталась не единожды: «В первый раз я прозанималась месяц и решила, что смогу справиться дальше сама, без помощи. Но случилась беда, у меня умер брат, и все началось заново. Я начала пить и не смогла остановиться: пила и пила, пустив жизнь на самотек. Мой взрослый ребенок смотрел на это и понимал, что я себя убиваю. Я осталась одна — близких не было, друзья отвернулись». Но были и те, кто с остался рядом, они помогли с реабилитацией.

Ольга уверена: человеку сложно справиться с болезнью в одиночку. Когда ей удалось завязать, она решила учиться, чтобы самой работать в реабилитационном центре: «Я хочу сказать, что стоит побороться за свою жизнь, как это сделала я».

Елизавета, 17 лет

Стаж употребления: 3 года (наркотики, алкоголь)

В ремиссии: 6 месяцев

«В 14 лет я попробовала алкоголь, и тогда же произошла моя первая ссора с родителями. С того момента я выпивала редко и мало, но в 15 лет переехала в другой город. Рассталась с любимым человеком и попробовала травку. Я решила, что с таким наркотиком алкоголь мне не нужен», — вспоминает Лиза.

Вскоре она попробовала и другие наркотики. И ей понравилось, потому что они помогали расслабиться. В родной город Лиза вернулась, но с семьей отношения окончательно испортились. После 9 класса девушка активно употребляла наркотики и алкоголь, довела себя до истощения — в какой-то момент она весила 34,4 кг.

«Каждый день я устраивала истерики своему молодому человеку, а потом сидела в полном непонимании: “Зачем я это сделала?”. Моя жизнь превратилась в безумие. Попытки бросить наркотики заканчивались запоями, а после — снова употреблением наркотиков. К 17 годам я дважды попадала в реанимацию из-за сильного опьянения. В колледже заговорили об отчислении. Из полиции стали приходить письма о закрытии меня в государственный реабилитационный центр и лишении моей мамы родительских прав. В конце марта я пообещала маме, что завязываю, а через месяц пьяная приползла домой. И так по кругу. В один из дней меня увезли на детоксикацию, а 20 апреля 2021 года я уехала на реабилитацию».

Сейчас Лиза не пьет и не употребляет и говорит, что наконец поняла, что трезвая жизнь может быть яркой и счастливой. И учится ее любить и ценить.

Виктория, 36 лет

Стаж употребления: 10 лет (алкоголь)

В ремиссии: 1 год

«Алкоголь так или иначе всегда присутствовал в моей жизни. Бывали и загулы, и тусовки с подружками. Но на качестве жизни это долгое время не сказывалось. Ходила на работу, работала в крупной корпорации, занималась закупками. Увлекалась разными хобби. В 2015 году я вышла замуж за давно знакомого, любимого, но зависимого мужчину. Мы расписались, и началось», — рассказывает Виктория. Вся жизнь пары сопровождалась алкоголем: «В театр с коньяком, в бассейн с энергетиком, на природу с виски. Ну, а шампанское просто для настроения». Вскоре начались ссоры, муж встретил другую, избил и выгнал жену из дома. Увы, Виктория сразу ушла в запой. На тот момент у нее не было работы и накоплений, а вся жизнь вертелась вокруг бывшего мужа.

По словам Виктории, понимание, что так жить нельзя, пришло как-то само по себе. Она попросила о помощи родителей, которые тогда уже перестали пытаться достучаться до дочери. Последовал курс реабилитации. «Проходить его мне было намного тяжелее, чем многим. Я своевольный человек с уже сложившимися взглядами на жизнь. Но пришлось начинать с нуля: работала с психологами, ломала себя, прочитала много литературы. Проработала развод и свои отношения с мужчинами. Теперь я уверена в себе и понимаю, что достойна человека, который будет меня уважать, ценить и любить, как это делаю я сама».

Лена, 25 лет

Стаж употребления: 2 года (наркотики, алкоголь)

В ремиссии: 10 месяцев

У Лены было счастливое детство: любящая семья, занятия танцами, бассейн и художественный кружок. Отец обеспечивал семью, но пил. Он умер, когда Лене было десять. Став подростком, она начала курить и выпивать, постепенно втянулась — казалось, что все так живут.

«В 22 года у меня была стабильная работа, отношения, которые длились 5 лет. Но после расставания с молодым человеком знакомый предложил попробовать наркотик, и я согласилась. Это было что-то необычное, непередаваемые чувства — наркотик стал появляться в моей жизни сначала по выходным, потом все чаще и чаще».

Сначала «увлечение» удавалось контролировать, а потом жизнь пошла под откос: с работы уволили, Лена начала носить в ломбард вещи, круг друзей сократился до употребляющих. «Я стала ужасно выглядеть, сильно похудела и последние полгода только употребляла, отсыпалась и снова употребляла. Об этом узнала моя мама. Каково ей было принять, что дочь наркоманка, я не представляю. Мне было больно видеть ее слезы, но я не могла ничего с собой поделать. Прошло еще полгода, и меня спасло предложение поехать в реабилитационный центр. Очень благодарна Национальному антинаркотическому союзу за помощь! Я не задумываясь согласилась, потому что понимала, что дальше так жить не хочу». У Лены даже есть новая дата рождения: 29 декабря 2020-го. Теперь в ее жизни нет алкоголя и наркотиков.

Анна, 32 года

Стаж употребления: 8 лет (наркотики, алкоголь)

В ремиссии: 9 лет

Перелом в жизни Анны случился со смертью бабушки, которая много времени уделяла внучке, пока мама была на работе. «Я осталась предоставлена самой себе. Любовь и внимание, которых не хватало в семье, быстро нашла на улице: 9 класс, полная свобода, новые друзья и первые походы на вечеринки. Тогда же встретила первую любовь. Его звали Леша, он был добрым и светлым парнем, старше меня на три года, уже учился в институте, но вся эта история с клубами и электронной музыкой его тоже захватила. В клубе я первый раз попробовала наркотики, и мне это понравилось: измененная реальность и незабываемые ощущения».

Анна с трудом закончила 9-й класс, поступила в колледж, а вскоре узнала, что ждет ребенка. Во время беременности и Анна, и ее молодой человек перестали употреблять наркотики. Но после рождения дочери запрещенные вещества вернулись в их жизнь: «Бессонные ночи, Леше удалось найти простую физическую работу, усталость накапливалась, мы начали ругаться, по вечерам алкоголь. Потом кто-то из его компании предложил попробовать героин. В итоге мы расстались, а спустя два месяца я узнала, что Леша умер. Мой мир рухнул. И началось уже мое знакомство с героином. Мой двухлетний сон».

Какое-то время Анне даже казалось, что в ее жизни все нормально: она работала, заботилась о ребенке. Но впервые оставшись без наркотика, испытала первую ломку. Мама помогла лечь больницу, но там лишь сняли симптомы. Вскоре Анну уволили, и начались качели: завязав, девушка возвращалась к нормальной жизни, но срываясь, могла исчезнуть из дома на неделю.

«В больнице, где я лежала, чтобы опять «сбить дозу», ко мне по программе профилактики пришли бывшие соупотребители и предложили поехать в реабилитационной центр. Я тогда плохо что-то понимала, но согласилась». Потребовалось две сложные реабилитации, чтобы разорвать порочный круг.

Анна вышла замуж, родила еще двоих детей. А своим опытом выздоровления смогла поделиться через творчество. «Вместе с такими же выздоравливающими ребятами мы сделали проект творческой ресоциализации. Благодаря Союзу у нас появилась возможность ходить в театры, на концерты, знакомиться и общаться с артистами и звездами. Потом в моей жизни случился спектакль в Театре наций, в котором я и пять таких же ребят играли свою жизнь. Спектакль назывался «Бросить легко», и мы вдохновляли своим примером других людей бороться с зависимостями».

Юля, 27 лет

Стаж употребления: 10 лет (наркотики, алкоголь)

В ремиссии: 7 месяцев

По словам Юлии, она не хотела «быть как все». С желания «расширить восприятие мира и добавить в жизнь креатива» начались эксперименты с веществами. «Я не замечала, как деформируется моя личность, как я утратила любовь к общению с людьми, в каком скверном состоянии пребываю. Не понимала главного: что все мои действия сводятся к саморазрушению. Явным и тревожным знаком для меня стал разрыв с мужем. Боль от расставания я стала глушить алкоголем даже на работе. Однажды психика дала сбой — я решила передознуться прямо там. Ночью проснулась от сигнализации — сломался газовый котел, причину аварии я до сих пор не знаю. Единственное, что я тогда сделала — перекрыла подачу газа и дождалась пересменки, чтобы спокойно пойти домой».

Постепенно пришло понимание, что нужно пройти реабилитацию. Юлии удается жить без алкоголя и наркотиков уже семь месяцев: «Я вновь обрела жажду жизни, самоценность и любовь к себе. А самое главное — свыклась с нездоровой частью моей личности, моей зависимостью, проявления которой будут терзать меня и дальше».

Анна, 29 лет

Стаж употребления: 12 лет (наркотики, алкоголь).

В ремиссии: 5 лет

«Детство мое проходило достаточно беззаботно. Никто не мог подумать, что я стану наркоманкой. Я подавала большие надежды в музыкальной школе, профессионально занималась настольным теннисом, но… Случилось то, что случилось — в мою жизнь пришла марихуана, потом наркотики потяжелее. В 14 лет я уже сама умела готовить наркотик, покупая ингредиенты в аптеке. Дальше начались проблемы в школе, с друзьями. Я начала убегать из дома, воровать. Стала ссориться с родителями — во всем их обвиняла, требовала своего», — рассказывает Анна.

Тем не менее, проблемы в школе и с полицией помогли решить именно родители. Анне даже удалось поступить в институт, но ее выгнали со второго курса за прогулы и продажу запрещенных веществ в женском туалете.

«Розовый период употребления у меня закончился. Я всегда была пьяна, либо под чем-то — даже работать трезвой я не могла. Начался вести бродячий образ жизни, так сказать, стала хиппи: фестивали, автостопы, разные города. Денег никогда не было, приходилось воровать, просить у прохожих на еду. Работать вообще не хотелось, зато хотелось быть вечной молодой и пьяной».

В послужном списке Анны попытки найти дзен и шаманские практики с первым мужем, где людей вводили в транс с помощью запрещенных веществ. Мужа арестовали за распространение наркотиков, а спустя год Анна с ним развелась, но ее ситуация с алкоголем и наркотиками стала еще хуже. «Родители пытались мне помочь, но мне хотелось просто умереть. Сначала было хорошо, а потом стало очень страшно: нервная система не справлялась с дозировками, — объясняет она. — В больницах отказывались приводить меня в чувство: знали, что через пару дней меня снова привезут. Родные отвернулись, друзья, которые ведут трезвый образ жизни, перестали общаться. Все просто: я — никто. В мае 2016 года я чуть не погибла — меня вытащили с того света. На тот момент я уже весила 33–34 кг, мне было тяжело ходить. Как-то, проходя мимо наркологического кабинета, я зашла туда и попросила помочь. Меня отправили в диспансер, дальше в реабилитационный центр. И 1 августа 2016 года началась моя новая жизнь». После пяти лет трезвости Анна уверена, что наркомания — не приговор, выбраться из нее сложно, но можно, и всегда есть шанс начать все сначала.

Юлия, 35 лет

Стаж употребления: 10 лет (наркотики, алкоголь)

В ремиссии: 10 лет

У Юлии было тяжело детство: когда ей было 12 лет, в пылу ссоры родители выгнали дочь из дома. В 14 она впервые попробовала алкоголь, в 15 — внутривенные наркотики.

«Время полетело стремительно, так получилось, что я попала в эпоху расцвета всего этого добра нулевых. Тогда было море разных наркотиков. Какой-то период мы даже считали себя выше обычных людей — ведь мы знаем и ощущаем то, что им не подвластно». В течение нескольких лет Юлия говорила себе, что сможет бросить, но контролировать зависимость не смогла. Правда, от семьи проблему удавалось скрывать. И не только от родителей, но и от первого мужа, который не был наркоманом.

«Конечно, когда мы стали жить вместе, постепенно все стало вскрываться. Сказать, что он начал борьбу за меня, — нет, не начал. Думаю, его это шокировало. Он ушел, оставив меня на 9 месяце беременности, но я его не виню — сложно вынести ужас жизни с зависимым. Я родила девочку, и вот только в этот момент, спустя 10 лет, меня молнией пронзили стыд, муки совести и отчаяния. Я всегда с презрением относилась к употребляющим женщинам, которые приводят с собой детей, и тут я поняла, что сама такой стала. Ниже этого падать было некуда».

Юлия несколько раз пыталась бросить сама, но срывалась. Наконец она легла на неделю в наркологическую клинику, где ее уговорили пройти полную реабилитацию. «Было тяжело, все чувства, которые я много лет гасила, открылись с новыми силами, а я училась проживать их без наркотика. Училась дисциплине, пониманию своей болезни, заново знакомилась с собой».

Финал истории счастливый: Юлии удалось найти хорошую работу, обрести новых друзей, опять выйти замуж и родить еще одного ребенка. «Хочется сказать каждому, что бывшие бывают, и любую судьбу можно изменить!»

Юлия, 42 года

Стаж употребления: 20 лет (алкоголь)

В ремиссии: 1 год и 3 месяца

«Первый раз я попробовала алкоголь в 18 лет, и остановиться уже не смогла. Жизни без алкоголя не представляла, все события сопровождались бурными застольями. Выпивала с пятницы по воскресенье, а в понедельник шла на работу. Считала это нормальным, многие же так делают», — вспоминает Юлия. Ее муж тоже пил, казалось, что после расставания с ним что-то изменится, но нет — алкоголь оставался главным спутником жизни. Выйти из ситуации помогли близкие: сестра, мама и подруга. Юлия оказалась в реабилитационном центре: «На тот момент это было спасением — как рука, вытягивающая из болота. Я благодарна Богу и людям, которые окружали меня в тот момент и сейчас продолжают помогать идти по пути выздоровления от алкогольной зависимости».

Всероссийская горячая линия по вопросам разного рода зависимостей — 8 800 600 77 72

Фотограф: Богдан Богданов

Стилист: Екатерина Белая

Визажист: Юлия Исаева

Стилист по волосам: Алексей Ярославцев + команда стилистов бренда OLLIN PROFESSIONAL

Видео: Александра Рауде

Одежда: LESYANEBO brand

Предоставленная площадка: Mayak Studios

Ассистенты стилиста: Вероника Кашкарцева и Максим Бутнару

Ассистент визажиста: Ксения Соколова

Героини: Национальный антинаркотический союз

Сайт: https://antinarco.com