«Можно быть счастливой независимо от штампа в паспорте или его отсутствия»: Екатерина Варнава

Молодой таксовод и ветеран Comedy Woman, заслуженный инстаграмер (@kativarnava, 7,3 млн) и начинающий тиктокер (600К), соведущая шоу «Бой с герлс» на ТВ и автор проекта «Вопросы взрослому» на YouTube, а также участница почти всех самых безумных клипов последнего времени — встречайте: Екатерина Варнава. #звездаonline, которая очень соскучилась по живому общению.
Екатерина Варнава «Можно быть счастливой независимо от штампа в паспорте или его отсутствия»

Пальто, Diego M; жакет, брюки, все Dior.

«Знаете, я так устала от всех этих зумов, что ­сама приехала бы к вам куда угодно, хоть в ­Отрадное, хоть на «Бабушкинскую», лишь бы пообщаться вживую, а не вот эти квадратики», — говорит Екатерина, когда я благодарю ее за личную встречу. Zoom ей страшно надоел еще и потому, что на самоизоляции она удаленно ­репетировала некий «секретный проект». Мы пьем кофе на веранде с видом на Москву, Варнава отвлекается, чтобы записать аудио­сообщение — просит кого-то привезти ее со­баку, таксу по кличке Биркин. На пару часов, просто чтобы побыть вместе.

Все победители премии Glamour Influencers Awards 2020 — здесь. А посмотреть премию в первом ряду вы можете в Яндекс.Эфире.

Скучаете по собаке?

Ужасно. Вчера вот вообще на день уезжала в ­Петербург — пока есть возможность много работать, нужно ею пользоваться. Но я не хочу оставлять Биркина надолго одного. Он маленький, я стараюсь максимально окружить его ­заботой.

Забавно: год назад в интервью вы говорили, что очень хотите собаку, но не можете себе ее позволить из-за графика.

Не могла, но видите как... Есть вещи, которые нельзя спланировать.

А вы любите планировать?

У меня все происходит хаотично начиная с рождения: должен был родиться мальчик, а появилась девочка. Так и до сегодняшнего дня. Не могу сказать, что это правильно, — как говорится, в домашних условиях лучше не повторять. Бывают неприятные сюрпризы, а случаются безум­но приятные. Вот собака — как раз из приятных­. Мне принесли его, когда мы снимали клип «Романы­» Киркорова. 9 декабря у меня был день рождения, 10-го и 11-го — съемки. И вот 10-го мне подарили Биркина.

Хорошее имя.

Это единственное, на что он отзывался. На съемочной площадке мы обсуждали, что мне подарили на день рождения, и я сказала: сумку Birkin. До этого он сидел как-то очень грустно, а тут оживился, побежал — вот и стал Бир­кином.

«Уверенность в себе — это не марафон или онлайн-курс. Сначала нужно найти четкую мотивацию по жизни, наметить цель и идти к ней. По-другому  это не работает».

Пока Биркин едет, поговорим о хозяйке. ­Секретные репетиции на карантине — это какой-то театральный проект?

Да. Я пока не могу о нем рассказывать, но если­ все будет хорошо, он выйдет в октябре. Все эти мировые оказии нас чуть-чуть выбили из графика­.

Как чувствуете себя в театральных декорациях­?

Я пока не понимаю, как к этому относиться. В ноябре мне предстоит еще одна премьера, в Театре на Малой Бронной. Я играю в спектак­ле режиссера Александры Денисовой, а позвал­ меня туда Константин Богомолов (худрук теат­ра. — Прим. ред.). Он увидел во мне потенциал, и я очень надеюсь, что он не ошибается. Просто я себя в театре никогда не представляла, я же не профессиональная актриса и считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Но... Мне предложили небольшую роль, и я должна оправдать доверие.

А в чем вы считаете себя профи?

Ну, давайте так. Получается, что официально я никто. Занимаюсь всем по чуть-чуть, но конкретно — ничем. Пытаюсь вести что‑то на телевидении, веду корпоративные мероприятия, у меня есть свой маленький ­проект на YouTube «Вопросы взрослому», который мне безумно нравится. Кстати, вы знаете, что всем кажется, будто это абсолютно коммер­ческая история?

Да ну?

Люди думают, что я зарабатываю на детях. Можно я сейчас официально скажу, что ничего на этом не зарабатываю? Для меня это бесплатная история, просто она мне очень нравится. У меня два племянника и крестница, и я понимаю, что дети нынешнего поколения, подростки — очень эрудированные, умные. У моего молодого человека есть младшая сестра, которая умнее меня, она прочитала книг раза в четыре больше, чем я. Я делаю «Вопросы взрослому», потому что мне интересно общаться с этими детьми, хотя их даже детьми не назовешь. Это взрослеющие, четко понимающие, что они делают, люди. У них есть мнение, с ними сложно спорить, потому что нужно приводить доводы и аргументы.

Платье, Walk of Shame; джемпер, Ermanno Scervino.

На ваш взгляд, в чем главное отличие под­ростков, с которыми вы общаетесь на съемках, от нашего поколения?

Они более независимые, даже несмотря на то что находятся под опекой родителей. Некоторые из них в инстаграме и тиктоке зарабатывают больше нас с вами. Я не уверена, что это всегда хорошо, потому что далеко не всегда талантливо — не всем же быть маленьким гениальным актером из «Шестого чувства», но есть и очень талантливые ребята. Я, кстати, и сама год назад зарегистрировалась в тиктоке и ­вроде как активно туда что-то выкладываю. Правда, я пока не совсем понимаю, как моя ­деятельность будет с ним связана, но занимать ­позицию «все это не мое» тоже неправильно, поезд уйдет.

Вы явно в поезде — у вас 7,3 млн подписчиков в инстаграме, которые, я думаю, и принесли вам победу в вашей номинации.

Как она правильно называется? Надеюсь, вы этот вопрос не вырежете.

Она называется #звездаonline.

Спасибо. Мне это дико приятно, но я очень удивлена, потому что ни в коем случае не ­считаю себя звездой.

Почему?

Для меня звезды — это Мерил Стрип, Михаил Барышников, Алиса Фрейндлих. Дело даже не в том, что это старшее поколение, просто другой уровень. В рамках того, чем я занимаюсь, я узнаваемая персона. У меня есть какое‑то влияние на аудиторию, это делает меня, возможно, популярным человеком, но не звездой. Вот будет мне лет 50 — подведем итог. Возьмите у меня еще раз интервью — и обсудим, сделала ли я за это время что-то важное. Пока что я развлекаю зрителей и делаю это неплохо, лучше многих. Вот сейчас первый раз в нашем разго­воре похвалила себя.

«Меня не обижают постоянные вопросы про брак — скорее веселят. Люди не хотят выйти из своих маленьких улиткиных домов и понять, что мир — разный. Замужество — это прекрасно. Как и незамужество. Можно быть счастливой независимо от штампа в паспорте или его отсутствия».

Не любите себя хвалить?

Знаете, я стала обращать внимание на ин­тервью известных людей, которые постоянно говорят: «Я! Я! Я!» А вот есть Чулпан Хаматова. Она не «якает». В этом есть скромность, и она все говорит по существу, по делу. На фоне всех этих «яканий» пропадает ­самоирония, чувство юмора и адекватное отношение к себе. К тому же люди начинают думать, что есть только одно мнение — их или неправильное, и считают необходимым высказываться по ­поводу и без.

В России этого пока нет, но в мире, если пуб­личное лицо не высказывается о какой-то проблеме, могут возникнуть вопросы: почему?

Но ведь это тоже крайность. Я не высказываюсь по поводу многих вещей, потому что понимаю, что из двух-трех слов могут раздуть целую проблему. Напишу одно слово, через десять минут решу, что как-то некорректно получилось, и сотру. Но к тому моменту уже выска­жутся все: и участники «Дома 2», и бывшие уча­стники «Дома 2». Ну и зачем мне это? Лучше выложу смешное видео с собой. Я всегда считала, что если ты собираешься говорить на ту или иную сложную тему, хочешь выйти на ринг с умным и знающим человеком, то нужно подготовиться. Потратить время, изучить материал, с кем‑то пообщаться, чтобы не выставлять себя на пос­мешище. А если нет на это времени, лучше это­го не делать.

Топ, юбка, галстук, туфли, подвеска, все Prada.

Классический подход «Ляпай! Но ляпай ­уверенно!» — не для вас?

Знаете, уверенность — классное качество, но это не значит, что надо других людей за идиотов держать.

Вы можете назвать себя уверенным в себе человеком­?

Скажем так. Нужно обладать определенной ­степенью уверенности в себе, чтобы с учетом тех комплексов, которые у меня были, ­делать то, что я делаю: выходить на сцену, ­сталкиваться с огромным количеством негатива и все равно продолжать выходить. Я бы­ла ­недовольна тем, как выгляжу. Я понимала, что меня воспринимают не так, как мне хотелось бы. Но я все равно шла напролом, вопреки ­всему.

Какая у вас была мотивация идти напролом?

По образованию я преподаватель права и юрист. Но с первого дня в институте я поняла, что мне это все не нравится (Екатерина окончила гума­нитарный факультет МИСиС. — Прим. ред.). ­Поэтому срочно потребовался «план Б» — КВН. Понимаете, когда я окончила школу, я ликовала. Для меня это было грандиозное событие, потому что в школе мне было очень тяжело. Хотелось все переломить, заняться тем, что нравится, общаться с теми, кто нравится. Это и было мотивацией.

И тем не менее вы остались учиться там, где вам не нравилось.

Потому что была недостаточно уверена в себе. Но мне хватало уверенности приходить во время институтской практики к ребятам на два курса младше и на твердых щах впихивать в них информацию, наполовину читая по бумажке, наполовину от себя. Так же и диплом я защищала. У меня была сложная тема, я писала про детей, о ювенальной юстиции. Тогда этот предмет только появился, литературы почти не было. А меня к диплому уже пять раз пытались отчислить, потому что я с первого курса не могла сдать латынь. У меня был КВН, не до латыни было. И вот куратор мне еще на предзащите сказала: «Я сейчас выйду, потому что я этого позора не переживу». На что я ей ответила: «А вы останьтесь!» Это была лучшая предзащита, а потом и лучшая защита. В этом плане у меня очень крепкие яйца.

«Женщины в юморе должны быть. Они по праву заняли там свое место, и поверьте, это надолго».

Ох уж эти сложные дипломные темы, которые мы выбираем. Я сама вспоминаю, как десять лет назад снимала дипломный фильм про антисемитизм­...

Ух, нехило вы так! Журналистика вообще ­интересная тема. Есть мнение, что журналис­тики в нашей стране нет, но я с этим не со­гласна.

YouTube спасает российскую журналистику.

Совершенно согласна! Недавно я ­подсела на ­канал Пивоварова, все там смотрю. Или возьмем­ того же Юру Дудя. Благодаря ему смотреть какие-то важные, поучительные вещи стало модно. Я не знаю, как ему выразить респект за фильмы про Беслан, про Колыму, про ВИЧ — это очень крутые материалы. А Ира Шихман? Она сняла очень важный сюжет про медицину в период карантина и про домашнее насилие. Я как женщина не могу не уважать ее работу. Я вообще в этом плане чуть-чуть феминистка, не совсем в общепринятом понятии. Радуюсь успехам других женщин не просто потому, что они женщины, а потому, что они делают что-то важное и классное.

Вы очень осторожно говорите о феминизме.

Мне нравится это движение, но многие люди почему-то считают, что феминистки — это какие-то обиженные, страшные женщины. Я знаю нескольких абсолютно потрясающей красоты феминисток, которые борются за свои права в этом мире. Но я не хочу делать каких-то громких высказываний на эту тему, ­потому что не очень владею предметом. Однако то, что феминистское движение нужно, — это точно.

Если бы не феминизм, мы бы с вами сейчас здесь не сидели.

Точно. Раньше везде были только мужчины. Врачи — только мужчины, преподаватели — только мужчины, журналисты, политики — мужчины. Комики? Тоже мужчины.

Топ, Walk of Shame; юбка, Gucci.

Несколько лет назад я брала интервью у «Квартета И». Они классные, интересные собеседники, но они меня поразили, когда сказали, что женщина в юморе выглядит немножко жалко. В том смысле, что она «заходит на мужскую территорию».

Такое мнение тоже есть. Но вот есть проект Comedy Woman, где столько крутых, самодостаточных, ироничных женщин. И мы все вместе это высказывание опровергаем. Есть замечательный проект «Женский Стендап» — там тоже потрясающие девочки. Юля Ахмедова — великолепный­ автор.

Какая судьба ждет Comedy Woman?

Пока что проект поставлен на паузу. Возможно, эта пауза — финалити, а возможно, придумаем что-то новое. Не хочется все это отпускать, потому что мы потратили на это 15 лет и нам важно довести дело до логического завершения, если речь будет идти о закрытии. Но то, что это неотъемлемая часть моей жизни и что благодаря этому проекту у меня сегодня есть хоть что‑то, — это однозначно.

Кстати, тема возраста вас пугает?

Нет. Comedy Woman — это такой проект, где мы постоянно шутим про внешность друг друга. Смеемся над тем, что мы толстые, худые, низкие, высокие, с носом, без носа. Когда ты в этом существуешь и стараешься держать оборону, ты забираешь это в жизнь. И вообще, мне кажется, что 35 лет — потрясающий возраст для женщины. Думаю, что на сегодняшний день я выгляжу лучше, чем когда-либо, и чувствую себя макси­мально счастливой. Я начала видеть красоту во всем — раньше у меня для этого не было ни времени, ни желания. Я знакомлюсь с новыми людьми, хотя раньше придерживалась мнения, что не нужны мне новые люди в жизни. На сегодняшний день я дико позитивная. Может, это даже подбешивает, но именно так я и ощущаю себя в этом мире.


Фото: Данил Ярощук.

Текст: Наталья Сысоева.

Стиль: Полина Шабельникова

Макияж: Эльвира Рябцева.

Ассистент стилиста: Валерия Бабужапова.

Продюсер: Тамара Айдемир.

Ассистент продюсера: Ирина Осипова.

Редакция выражает благодарность апарт-комплексу «Красная Стрела» за помощь в организации и проведении съемки.