Шаг к осознанности: почему сумки из хлопка — не лучшая замена пластиковым пакетам

Случилось страшное — хлопковые шоперы теряют статус экологичных. Разбираемся, почему это происходит и что теперь делать.
Шаг к осознанности почему сумки из хлопка — не лучшая замена пластиковым пакетам

В 2007 году, чтобы привлечь внимание к проблемам окружающей среды, модный британский дизайнер Аня Хиндмарч выпустила хлопковый шопер с надписью «Я не пластиковый пакет» и попала в яблочко: новинку разобрали буквально за пару часов. Чуть позже на eBay ее продавали за 300 фунтов, хотя первоначальная цена не превышала пяти.

Аню, правда, пожурили в прессе за организацию производства в Китае, где условия труда часто далеки от гуманных, но дизайнер от упреков отбилась: «Мы сделали практичную и стильную сумку, чтобы люди отказались от пакетов, засоряющих планету. Мы хотели напомнить о проблеме и достигли цели: я получила письма с поддержкой от звезд, в том числе Киры Найтли и Джессики Бил, известных политиков и самого принца Чарльза. Честно говоря, я и не мечтала о таких результатах».

Считается, именно тогда хлопковая сумка получила звание экологичной: сознательные бренды начали выпускать шоперы в том числе в качестве мерча, а озабоченные своим имиджем инфлюенсеры на время забыли о дорогих кожаных тоутах.

Однако от экоактивистов продолжают поступать тревожные новости. С точки зрения производства и переработки шоперы не так-то просты. Во-первых, выращивание хлопка требует большого количества воды, во-вторых, примерно в 20 % случаев на плантациях используется принудительный труд, а в-третьих, не все промышленные красители подлежат переработке. Так что любимые нами красочные принты приходится вырезать и попросту выбрасывать.

Исследование министерства окружающей среды и продовольствия Дании показало: чтобы оправдать вред, нанесенный природе при производстве хлопковой сумки, нужно носить ее ежедневно минимум 54 года. Звучит не слишком реалистично, правда? Особенно, если учесть популярность шоперов: их часто дарят или выдают в качестве бонуса за покупку.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Выходит, способов уберечь окружающую среду не существует? Что нам делать? Отвечает Ирина Козловских, сотрудница проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России:

«Мы привыкли называть экосумкой любую альтернативу пластиковому пакету, потому что знаем: он разлагается 200 лет и его сложно сдать на переработку. Но все в этом мире требует расхода ресурсов. Чтобы сумка действительно была экологичной, ей нужно пользоваться настолько долго, насколько это возможно. Если у вас слишком много хлопковых шоперов, продайте их, раздайте друзьям и родственникам, отдайте на благотворительность. Если сумка пришла в негодность и не подлежит ремонту, найдите ткани другое применение. «А это на тряпки», — говорили наши бабушки и были правы.

Я считаю, самая экологичная авоська — та, что сделана из использованных ранее материалов. И здорово, что апсайклинг входит в моду. У меня, например, есть экосумка в технике петчворк, авоська, связанная из ненужных хлопковых ниток, и сумка из обрезков джинсового платья, украшенная японской вышивкой сашико.

В будущем, я надеюсь, мы преодолеем тенденцию превращать многоразовые вещи в одноразовые, научимся выбирать качественные вещи и использовать их долго. Стоит помнить, что экосумка нужна прежде всего для того, чтобы донести покупки из магазина, а не демонстрировать окружающим хлесткую фразу в духе “Говорю решительно нет, мне не нужен чертов пакет”».

К счастью, в последнее время многие модные бренды поддерживают тренд на отказ от «одноразового хлопка»: Аня Хиндмарч делает свои знаменитые шоперы из переработанных бутылок, дизайнер Элли Капеллино использует в качестве сырья коноплю, а марка &Daughter весной 2021 года вообще отказалась от производства экосумок.