«Нам надо было проникнуть в оптовые фирмы. Охрана нас не пускала, и мы притворялись клиентами, будто хотим что-то купить. А наши флаконы прятали под пальто. Приходили к коммерческому директору и выставляли флаконы на стол: «Бери, всего пять рублей!» Такой суперцены больше никто не мог предложить. Потому что мы работали вдвоем: у нас не было никаких сотрудников, никаких расходов. «Бери, пять рублей!» – и они брали. Если нам удавалось проникнуть к коммерческому директору, то считай, что контракт был заключен».
Трубников усмехается. В «контрабандных» флаконах была жидкость для мытья посуды под названием «Волшебница». Ее он начал производить с приятелем после того, как разорился в кризис 1998 года. До этого успешно и весело торговал привозным алкоголем. Производить! Ха-ха. Громко сказано. Арендовали подвал, купили металлическую емкость, сами мешали, сами разливали «Волшебницу» по флаконам. Элементарную формулу купили в химическом институте, чтобы все по-честному. Этикетка? Нет проблем. Трубников вырезал фотку симпатичной тетеньки из журнала, к ней подверстали название, готово.
До этого он долго пытался устроиться на работу: «Я приходил даже в Procter & Gamble – не взяли. И вот когда меня туда не взяли, я решил заняться собственным бизнесом». Разорившись на алкоголе, с «Волшебницей» Трубников быстро обогатился. И уверен, что чуда тут нет.
Андрей Вадимович Трубников, основатель и владелец Natura Siberica, обязан написать книгу о своей жизни. Которую можно будет читать как учебник по бизнесу в России и как авантюрный роман – кому что хочется. В разговоре он откровенен, не скрывает ничего, говорит простодушно, над самим собой посмеивается. Представьте себе Винни-Пуха, который вдруг попал в фильм Балабанова. И вынужден там действовать и выживать. Вот это будет Трубников.
История Трубникова – очень российская. Как разгильдяй вдруг стал миллионером. Шучу, не вдруг. Но вначале был разгильдяй.
Он из очень интеллигентной семьи: мама преподавала восточные языки в МГИМО, а отчим был деканом экономического факультета. И Андрей поступил туда же, на экономический факультет. В СССР середины 1970-х это было как сейчас вилла на Лазурке: мечта! В перспективе – работа за границей, джинсы, виски, пластинки, сладкая жизнь. Но студент Трубников валял дурака. Потом ушел в армию, вернулся, снова валял дурака. В общей сложности он учился 12 лет. «Меня родители заставляли. Я вообще хотел поступить в кулинарный техникум, на повара». Его распределили работать на Шереметьевскую таможню. Это было «ссылкой»: все умненькие однокурсники разлетелись по миру. Потом Трубников явился в ЦК ВЛКСМ, при котором создали внешнеэкономическое объединение. Уже шла перестройка, и практичные комсомольцы понимали: пора ориентироваться на Запад. Из таких комсомольцев теперь наполовину состоит наш список «Форбс». И тут на долю Трубникова выпало серьезное испытание.
«Я пришел туда, и начальник говорит: «Мне нужны опытные специалисты в отдел туризма. Вот тебе телефон, вот стол. Через два месяца не будет туристов – уволю». Я никогда не занимался туризмом. Явился в «Интурист», к какой-то девушке на прием. Пока она куда-то ходила, я у нее со стола взял все адреса заграничных турфирм. И написал им всем: мы – при ЦК ВЛКСМ – можем принимать в России, у нас тут хорошо, на высшем уровне и все такое. И стали приезжать туристы. Так меня не уволили». Трубников смеется. Тот экстремальный опыт он запомнил навсегда. И теперь применяет сам. «Я беру человека без опыта и говорю: вот телефон, вот стол – за два месяца ты должен что-нибудь такое создать». Метод известный: бросить в воду – учись плавать! И многие, замечу, выплывают.
Эту идею Трубников примеряет к немецкому рынку – вот вам, фрау, косметика по саксонским рецептам. Он уже пробился на японский, британский и французский рынки. Косметика NS продается в Harrods. Это все равно что явиться к высшим божествам, сесть рядом и болтать ножками: «Ребят, я с вами, ага? Не соскучитесь, обещаю!»
Трубников говорит, что с британским рынком помог российский посол в Лондоне: «У него жена – маньячка Natura Siberica. А посол взял и отправил набор нашей косметики английской королеве. Сумасшедший!» Тот же посол, кстати, сперва лично убедился, что средства хороши. Дело в том, что в туалете посольства лежало мыло от NS. Приходят англичане на прием, потом глядь – мыла нет! И так всякий раз. «А уж англичане крадут только очень качественные вещи», – смеется Трубников. Он читает СМС и сообщает мне свежую новость из Парижа: «7500 штук за неделю! 16-е место по продажам среди сотен брендов в сети Monop’Beauty! И безо всякой рекламы!» Да, это главная формула Трубникова: вкладываться в качество, а не сверхдорогую рекламу на ТВ или покупку знаменитых лиц. Он берет с полки шампунь очень популярной марки: «Он стоит 200 рублей. На самом деле себестоимость пять рублей, остальное – затраты на рекламу и продвижение. Такое я могу вам выпустить за три дня. Формулу мне сделают через 12 минут, можете время засечь. После этого ты тратишь полтора года, чтобы войти в сеть, потому что твой товар на фиг никому не нужен – он такой же, как и все. А я со своим товаром приду и скажу: видишь, родной, какая штука? И продавец бесплатно поставит мой товар на полку, потому что он уникальный!»
Патриотизм Трубникова довел его до самой Сибири, подарив и название новому бренду. «К нам пришел технолог, мальчишка после института, – Александр Стукалин. Сказал, что хочет творить. Он у нас теперь работает директором по технологиям. И вдруг у него появилась идея – сделать что-то такое наше, сибирское. Евреи вон делают из Мертвого моря, марокканцы – из арганового масла... Ему стало обидно за страну: все украли, загубили, даже нашу икру и водку загубили. И он стал изучать всякие сибирские травы».
Первой вышла на сцену родиола розовая. Ее называют сибирским женьшенем. Занесена в Красную книгу, и законно добывать ее можно только в сибирской Хакасии. В 2007 году NS выпустила с этим растением пробную серию шампуней и кремов для лица.
Сейчас, конечно, мы все любим органическую косметику и все натуральное. Но почти десять лет назад это был риск: бум органики начался позже. Трубников просто почувствовал, дерзнул, угадал.
Теперь у NS в Хакасии целая ферма, которая раскинулась на 33 гектара: травы-травы-травы. Allure подробно писал о ней в прошлом году.
До конца этого года Трубников планирует довести число фирменных магазинов в России до 30. Один из них на Тверской, прямо напротив отеля «Ритц-Карлтон». Трехэтажный: внизу будет спа, а на третьем этаже – лаборатория. «Там вам после диагностики кожи и волос приготовят растительный крем – специально для вас», – обещает Трубников.
Его рабочий день начинается в восемь утра. Думаете, несется в офис? Нет, сидит дома, ведет переписку. «Решаю вопросы, ругаюсь с кем-нибудь», – уточняет Трубников. Потом обед. Он любит хорошие рестораны. Если еда не понравилась, не будет политкорректно врать официанту и шефу. Точно так же он относится к своим новым средствам, которые отдает тестировать знакомым. Правду, ничего, кроме правды. Это вам последний элемент в формуле Трубникова. А после обеда отправляется по магазинам с инспекцией.
«Андрей Вадимович, зачем? Специальных людей нет?» – «Один умный человек мне как-то сказал: «Retail – это detail». Сам едешь, сам смотришь: тут непорядок, тут продавец что-то не то сказал».
И потом уже в офис, где сидит до позднего вечера. Открытый всем и каждому. Я сам видел: один заглянул, второй, третий. Каждому что-то надо... Он все время куда-то ездит, летает. Узнал про заповедное место – помчался. С собой берет команду – ботаников, технологов и просто приятных людей. Звал меня в Туву, обещал встречу с шаманами и другие мужские удовольствия.
«Андрей Вадимович, куда полетите в ближайшее время?» – «На остров Сент-Килда в Шотландии. Он необитаемый, и там живут только тупики и глупыши – это такие птицы. И еще куча растений. Хочу установить там экстракторы и запустить новую серию косметики». Тут Трубников начинает смеяться: «Тупики и глупыши, а? Придумают же!»
Стартовав в 2008 году, марка Natura Siberica за восемь лет стала самым успешным брендом российской косметики и вышла на мировой рынок. Главные достижения – ниже.
1. 2012
2. 2013
3. 2015
4. 2016
Фото: Ольга Тупоногова-Волкова