Парфюмерная журналистка Ксения Голованова ведет самый большой телеграм-канал обо всем душистом @noserepublic и регулярно пишет лонгриды в Glamour Style Book. А еще благодаря Ксении знаменитый «Парфюмерный гид» Луки Турина в прошлом году наконец вышел на русском языке в ее переводе.
В последние годы слово «искусство» все чаще звучит в интервью парфюмеров и владельцев марок, встречается в названиях брендов (например, Art de Parfum) и в рекламных слоганах. Perfume as an Art — «парфюмерия как искусство» — значится под логотипом By Kilian, чтобы ни у кого не возникало сомнений, как расценивать композиции марки.
Правда, есть и те, кто от подобных определений открещивается. На вопрос, следует ли считать парфюмерию искусством, Фредерик Маль, владелец одноименного бренда, отвечает категоричным «нет». Духи, на его взгляд, не столь мудрены и, скорее, близки к сфере промышленного дизайна — они должны быть комфортными и приятными в быту, как кухонные стулья. Сложно сказать, сколько в этих словах кокетства, а сколько правды, ведь произносит их человек, который с удовольствием курирует парфюмерные выставки, а фирменный цвет марки Frederic Malle — пламенеющий красный — позаимствовал, по собственному признанию, у Александра Колдера, одного из самых знаменитых скульпторов XX века.
Но в одном Маль прав: искусство под названием «парфюмерия» (если считать ее таковым) вынуждено быть комфортным. Талантливое кино может быть мрачным и отталкивающим, хорошая музыка — атональной и режущей слух, гениальная картина — отвратительной по сюжету. Но духи — это товар с определенными функциями. «Духи должны пахнуть приятно, чтобы мы могли с ними жить и получать от них удовольствие», — уверен один из самых знаменитых «носов» современности Жан-Клод Эллена. Казалось бы, очевидная истина — но в то же время и главное ограничение для аромата как художественной формы. Тем интереснее наблюдать за работой современных парфюмеров, которые стараются найти равновесие между красивым и отталкивающим, привычным и шокирующим, приятным и не очень.