«Юрий Анненков. Революция за дверью» — гид по выставке Музея русского импрессионизма

До 24 мая в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью». В экспозиции представлено более 150 работ одного из самых дорогих русских художников — такое количество его произведений еще никогда не показывали в России! Предлагаем нашим читателям погрузиться в мир творчества Юрия Анненкова и узнать о прославленном портретисте Серебряного века.
«Юрий Анненков. Революция за дверью» — гид по выставке Музея русского импрессионизма

У лампы. Частное собрание.

Данную работу Юрий Анненков создал в последний год учебы в частной петербургской гимназии Столбцова. Это одна из немногих сохранившихся юношеских работ художника. На картине изображена его старшая сестра — Надежда Анненкова, которая впоследствии стала известным ученым. Она была для Анненкова не просто сестрой, но и близким другом. Художник часто гостил у сестры в Москве, в ее доме до сих пор можно найти фотографии, рисунки и различные документы мастера.

Портрет М. Горького. 1919.

На портрете-коллаже Максим Горький предстает таким, каким его запомнил Юрий Анненков в первые годы после революции: задумчивым и подавленным. Для портрета сдержанного молчаливого друга Анненков выбрал лаконичную манеру. Выполненный тонкими линиями, портрет больше напоминает быстрый набросок. Комната Горького и его рабочий кабинет были заставлены изваяниями Будды, китайским лаком, масками, китайской цветной скульптурой: Горький собирал их со страстью. Все эти диковины и раритеты в послереволюционные годы можно было купить за бесценок, а сегодня коллекция Горького хранится в Москве в особняке Рябушинского, в музее-квартире писателя — филиале Института мировой литературы.

Июнь. Лес. 1918.

Отдельного внимания на выставке заслуживает работа «Июнь. Лес», в 1922 году представленная на Первой всероссийской художественной выставке русского искусства в Берлине. Несколько лет спустя она попала в коллекцию Третьяковской галереи и стала единственным полотном Анненкова, вошедшим в ее собрание при жизни художника. Данная работа, написанная Юрием Анненковым в 1918 году, объединяет кубизм и реализм. От реализма на картине только фигуры людей, цветы и белка на ветке. Остальные детали работы выполнены в стиле кубизма.

Портрет М. М. Соколовской. 1921.

За петербурженкой Марией Соколовской ухаживали и художник Анненков, и писатель Замятин, однако героиня портрета не была близка ни с одним из них.

Один из ее братьев был экономистом, библиофилом и коллекционером, именно он познакомил сестру с Александром Соколовским, товарищем по Тенишевскому училищу. Крупный банковский чиновник, Соколовский собирал книги об искусстве, а Мария — редкие издания русской и французской поэзии. Судьба пары сложилась трагично: в 1928 году Соколовский — служащий ленинградского областного отделения Торгпромбанка — был арестован за «использование государственных средств не по назначению», а о судьбе его красавицы-жены сведений нет.

Эскиз иллюстрации к книге Корнея Чуковского «Мойдодыр». 1922–1923.

Юрий Анненков мастерски создавал рисунки к различным книгам, в число которых входит знакомая нам с детства сказка Корнея Чуковского «Мойдодыр». Анненков и Чуковский были близкими друзьями и соседями по финскому поселку Куоккала недалеко от Санкт-Петербурга. Даже переезд мастера во Францию не помешал его дружбе с Чуковским — они часто обменивались письмами, в которых в том числе обсуждали рисунки Анненкова к сказкам Корнея Ивановича. Художник писал Чуковскому, что именно об иллюстрированном им издании этой сказки «неизменно говорят все приезжающие из СССР туристы, бывшие в годы создания «Мойдодыра» детьми».

Фото: Архив пресс-службы