В этом году с 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге проходит пятая по счету Уральская индустриальная биеннале. В мире современного искусства этот проект считается без преувеличения одним из самых значимых. На этот раз в нем принимают участие более 70 художников из 25 стран. Выставочное пространство организовали на двух площадках: в здании Уральского оптико-механического завода и бывшего кинотеатра «Колизей».
Основатель Уральской биеннале — Алиса Прудникова, которая также руководит всеми филиалами Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Мы узнали у Алисы, в чем секрет успеха Уральской биеннале и какое будущее у современного искусства в России.
Самым сложным было после первой биеннале решиться на вторую. Я помню этот ужас от ощущения полной выжженности внутри себя и всей команды и понимания, что через два года нужно сделать все это снова — и гораздо лучше, чем сейчас. После каждой биеннале есть ощущение внутреннего провала, который очень сложно преодолеть, какой бы успешной биеннале ни была. Но, конечно, ощущение, что ты делаешь проект, который меняет город и ситуацию вокруг, — это самый главный мотиватор. У нас большая команда, а гигантский объем задач не дает никому раскисать. За 10 лет у нас появился круг постоянных партнеров, взаимодействие заводов и искусства стал, во многом благодаря биеннале, новым трендом в России, и у нас все время появляются новые и новые задачи, расширяется география.
Биеннале создаются именно для этого — чтобы определенная территория появилась на глобальной культурной карте. Нам очень везет с кураторами, мы делаем ставку на кураторов, у которых не было в биографии больших биеннальных проектов и для которых Екатеринбург становится возможностью проявить себя в новом масштабе и качестве. Каждый проект становился событием для профессионального сообщества. Кроме того, мы делаем уникальную в мировом масштабе программу арт-резиденций. Мы приглашаем художников сделать персональные проекты на действующих предприятиях — от фарфорового производства до тяжелого машиностроения. У нас были художники со всего мира, и именно такой формат стал толчком к развитию индустриального арт-туризма на Урале. Как насчет того, чтобы посмотреть на историю мировой индустриализации через художественный контекст?
Я думаю, что нам удалось нащупать очень важный тренд. Во всем мире биеннале пытаются определить свою идентичность, не быть привязанными только к географии. Мы добились этого на моменте основания биеннале, сделав ее не просто Уральской, но индустриальной. Искусство — это мягкая сила, то, что создает изменения через влияние на мышление людей. Мы очень много изменили в городе в отношении культурной истории. Например, настоящий бум на конструктивизм — исследования, экскурсии — начался именно благодаря биеннале, которая зашла на территорию памятников конструктивизма (типография «Уральский рабочий», гостиница «Исеть») и привнесла в них новое качество, сделала местом художественного осмысления и интеллектуальной дискуссии. И вот не прошло и десяти лет, как из «архитектуры для бедных» конструктивизм превратился в яркий бренд Екатеринбурга.
Все началось с истории о проводниках, которые вели туристов по горам в Южной Америке и постоянно делали привалы. Это ужасно бесило туристов, они возмущались: «Почему вы все время сидите? Мы идем очень медленно!». Индейцы отвечали: «Наши души за нами не успевают». Так что, можно сказать, мы начали с темы «неуспевания» за временем, за самим собой. Итоговая тема бессмертия для нас важна не с точки зрения эзотерики — мы хотим поговорить о том, что мы чувствуем на кончиках пальцев, нам интересна связь бессмертия с наукой и технологиями, футурологический потенциал этой темы открывает двери множественного будущего, такого будущего, где бессмертие — закономерный венец технического прогресса. Но куратор основного проекта задает нам самый страшный вопрос: «Если мы научимся преодолевать смерть, сможем ли мы преодолеть бессмертие?»
Я думаю, сейчас начинается новый очень интересный период осмысления российского искусства как искусства всей страны, а не только московской ситуации, внимание и интерес к регионам позволят сделать новый качественный скачок с точки зрения интеграции в международный контекст.
Помимо Уральского филиала в ГЦСИ есть еще семь региональных центров, и в каждом происходят потрясающие вещи. Путешествуйте по стране! Узнавать любой город интереснее через современных художников и центры современной культуры. Этому мы посвятили большую платформу Nemoskva, которая занимается изучением и продвижением современного искусства в регионах.
Сложный для меня вопрос, ведь когда ты выбираешь сферу культуры, то не строишь карьеру, а делаешь то, что не можешь не делать.