Гид по выставке «Тату» в Пушкинском музее

С 3 марта по 31 мая в Пушкинском музее в Москве работает выставка «Тату», подготовленная совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака. Именно там в 2014 году был впервые представлен этот проект, ставший с тех пор популярной передвижной выставкой, колесящей по всему миру. Думаете, тату не место в музее? Мы расскажем, что тату и высокое искусство всегда шли рука об руку, а сейчас близки как никогда.
Гид по выставке «Тату» в Пушкинском музее

Неизвестный автор. Татуированный житель Маркизских островов, Океания, XIX век. Холст, масло. Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Мы составили гид по выставке, цель которой — рассказать о 3000-летней истории феномена татуировки, о его настоящем и будущем.

«Ложечка в виде плывущей девушки с цветком лотоса в руках» (Древний Египет, XIV век до н. э.)

Эту точеную фигурку из слоновой кости можно увидеть во многих книгах об искусстве и культуре древнеегипетской цивилизации. Ложечка из Пушкинского музея — один из наиболее утонченных по исполнению объектов, об истинном назначении которых ученые спорят до сих пор: неизвестно, была ли эта ложечка контейнером с косметическими притираниями, принадлежавшим красавице времен XVIII династии, или же она играла важную роль в отправлении некоего культа. Кураторы выставки отвели ложечке отдельный зал, а также положили в витрину зеркало: зритель может рассмотреть в отражении изображения на бедрах фигурки – это татуировки, изображающие карлика Бэса, покровителя домашнего очага. А вот гравировке на спине у девушки исследователи раньше не находили объяснения: ряд папирусов трактовали как пояс, однако он не продолжается на животе пловчихи. Но недавно с помощью инфракрасных лучей египтологи выявили татуировки на мумиях из Дейр-эль-Медины, и у одной из женских мумий внизу спины оказалась татуировка в виде двух цветков лотоса, соединенных пунктирной линией. Поэтому вполне вероятно, что «поясок» на ложечке тоже представляет собой татуировку.

Вильгельм Готлиб Тилезиус фон Тиленау. Зарисовки, сделанные на острове Нуку-Хива (1804)

В Европе существовали собственные традиции татуировки — например, были целые племена, которым римляне давали имена по обычаю носить на теле несмываемые знаки, — пикты и пиктоны (т. е. «раскрашенные»). Однако с приходом христианства татуировка как небогоугодная практика ушла в прошлое. Правда, существовал особый вид религиозной татуировки: паломники наносили тату в память о посещении Святой Земли. В целом, европейцам пришлось заново открывать для себя татуировку в путешествиях по далеким землям. Редчайший этнографический материал о тату на Маркизских островах (Полинезия) собрала, как ни удивительно, русская кругосветная экспедиция Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Бывший на борту художник и естествоиспытатель Тилезиус сделал множество зарисовок островитян, татуированных с головы до ног. Посетителям выставки предоставлена редкая возможность изучить как альбомы с его рисунками, так и гравюры, сделанные на их основе. Кстати, участники экспедиции не покинули Нуку-Хиву без татуировок: Крузенштерн попросил вытатуировать ему имя жены, а граф Федор Толстой («Американец») не выпускал из своей каюты местного татуировщика, пока тот не нанес ему сразу несколько рисунков.

Сергей Васильев. «Неизвестный заключенный» (конец 1980-х – 1990-е)

Весь мир узнал о самобытных тату советских и российских заключенных в 2004 году, когда издательство Fuel опубликовало трехтомную энциклопедию Russian Criminal Tattoo. А в 2018 году русские криминальные татуировки появились на парижском подиуме в весенне-летней коллекции Vetements. Кажется, для мира моды этот шаг не стал чем-то шокирующим: современные кутюрье используют кириллическое письмо, которое немногие за пределами СНГ могут прочесть, в качестве яркого графического мотива, и не столь важно, заимствуются ли рисунки тюремных наколок или шрифтовые композиции на облачениях схимонахов.

Каждая преступная среда вырабатывала свою систему татуировки, в которой религиозные и народные мотивы приобретают совершенно особенное значение. На выставке в одном зале представлены фото татуированных советских заключенных, а также портреты членов сальвадорских банд мара и снимки французских солдат из африканских штрафных батальонов.

Утагава Куниеси. «Борец Кюмонрю Сисин» (1855)

На гравюре художника школы укие-э Утагава Куниеси (1798–1861) изображен один из самых популярных героев китайского эпического романа «Речные заводи» Кюмонрю Сисин, в оригинале — Ши Цзинь, прозванный Девятидраконовым по числу татуировок дракона на его торсе. Простые жители Эдо отождествляли себя с татуированными «благородными разбойниками» «Речных заводей», сражающимися с коррумпированными властями. Иллюстрации Куниеси послужили толчком к резкому росту популярности татуировки: если до его гравюр тату, скорее, походили на заплатки на теле, то теперь вся кожа стала холстом. Подобные тату носили представители профессий, которым зачастую приходилось работать полуобнаженными, например, пожарные. С 1872 по 1948 год японское правительство все сильнее ограничивало практику татуировки — вплоть до полного запрета. Татуировки на все тело стали отличительным знаком якудза: нанесение такого украшения традиционными инструментами в виде связки игл, закрепленных на рукоятке, было своеобразным испытанием.

Александр Грим. «Сирин» (2020)

Чтобы продемонстрировать работы современных тату-мастеров, организаторы выставки придумали силиконовые модели торсов и конечностей, максимально приближенные по виду и тактильным характеристикам к человеческому телу. По сложившейся традиции, в каждой стране, принимающей выставку, экспозиция дополняется силиконовой моделью, «забитой» известным местным мастером. В Москве им стал тату-художник Александр Грим — он покрыл силиконовый торс изображением легендарной птицы Сирин, чей скорбный образ, берущий начало еще в Древней Руси, пропущен сквозь линзы русского модерна в лице Виктора Васнецова и современной стилистики блэкворк.

Российская татуировка стала частью общемирового контекста после I Международной тату-конвенции, прошедшей в Москве в 1995 году. Ее посетили легенда нидерландской татуировки и крупный коллекционер тату-артефактов Хенк Шиффмахер (Хенки Пенки), представитель целой династии татуировщиков швейцарец Филип Лю, Джек Руди. Их работы тоже представлены на выставке.

Маска коруру, или парата (Новая Зеландия, XIX век)

Во многих племенных традициях тату — это не только способ украсить себя или рассказать историю собственных подвигов. Для маори татуировка та-моко — знак того, что ее носитель гордится своей принадлежностью к сообществу и разделяет его ценности. Эти ценности передаются по наследству, они лежат в основе связей между ныне живущими и их предками, богами и матерью-землей. Неудивительно, что маори неодобрительно относятся к людям других культур, делающим себе татуировки в стиле та-моко: ведь за привлекательными узорами скрывается целая система взглядов на мир.

Маски коруру, или парата — это изображения лиц предков, которые закреплялись на коньке крыши маорийского общинного дома. Маска покрыта фигурными бороздами: ровно такие же борозды можно увидеть на прижизненных масках маори, привезенных на выставку из Кунсткамеры. Оригинальная техника та-моко, подразумевавшая не только введение под кожу пигмента, но и шрамирование, сегодня практически не используется из-за особой трудоемкости и болезненности. Современные маори наносят та-моко с помощью обычных тату-машинок.

Фабио Виале. «Курос» (2019), «Венера» (2020)


Особенность московской выставки, по сравнению с вариантами, показанными в других странах, — новый раздел, посвященный использованию тату-мотивов в современном искусстве. Итальянский скульптор Фабио Виале, девять лет назад удостоившийся персональной выставки в музее «Гараж», подчеркивает, что работает только с каррарским мрамором: именно этот благородный материал выбирали для своих творений Микеланджело и Джованни Лоренцо Бернини. «Курос» и «Венера» Виале — это копии «Торса Гадди» из Уффици и Венеры Милосской из Лувра, покрытые рисунками русских тюремных наколок и японских тату на все тело, в массовом сознании связанных с преступным кланом якузда. Казалось бы, Виале выступает как ремесленник, тщательно копируя древний оригинал, а затем столь же тщательно повторяя на мраморной фигуре тату чуждых ему культур с помощью аэрографа. Но оригинально само соединение несочетаемого, благодаря которому рождаются новые смыслы: тату на «теле» античной скульптуры вызывает у зрителя когнитивный диссонанс, ощущение совершенного акта вандализма. С другой стороны, известно, что древнегреческие скульптуры были цветными, поэтому внедрение чуждого элемента освежает наш привычный и не вполне корректный взгляд на безупречно белые античные изваяния.


Выставка в Пушкинском показывает, что тюремные наколки — это лишь маленький эпизод древней общемировой практики, принимающей самые разные художественные формы: от лаконичных до изысканных и сложносочиненных. Прочитав наш гид, поспешите убедиться в этом, посетив экспозицию на Волхонке.

Фото: Александр Гулинов. Текст: Елизавета Новикова