Призеры 67-го Каннского фестиваля: cюрпризы и разочарования

Успех «Зимней спячки» Нури Бильге Джейлана, Тимотти Сполл в шкуре Уильяма Тернера, «Чудеса» итальянки Алис Рорвакер, братья Дарденн против Звягинцева, Джуллианна Мур против Марион Котийяр — подводим итоги 67-го Каннского кинофестиваля вне ракурса светской жизни, с точки зрения искусства.
Призеры 67го Каннского фестиваля cюрпризы и разочарования

Международный Каннский фестиваль подошел к концу. 24 мая объявили призеров. Обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка». Награду счастливому победителю вручили Ума Турман и Квентин Тарантино.

Решение международного жюри не стало полной неожиданностью. За день до этого той же картине вручили приз Международной ассоциации кинокритиков. Однако аккредитованную публику 3,5-часовой фильм о бывшем актере, владельце деревенской гостиницы, скорее утомил, чем заинтересовал. Рейтинги журналистов включали совсем другие фильмы:  1. «Мистер Тернер» Майка Ли — хронику последних лет художника Уильяма Тернера. 2. «Мамочка» Ксавье Долана — повествование о сложных отношениях матери и сына, 25-летнего канадского вундеркинда. 3.****«Левиафан» Андрея Звягинцева — фильм о насилии, коррупции, власти и церкви. 4.****«Два дня, одна ночь» бельгийских режиссеров братьев Дарденн — социальная драма о работе и безработице.

Надо заметить, что почти все названные фильмы без наград не остались. Андрея Звягинцева чествовали «Золотой пальмовой ветвью» как лучшего сценариста, Ксавье Долан получил специальный приз, а лучшей режиссерской работой — без всяких сюрпризов и неожиданностей — был назван «Охотник на лис» Беннетта Миллера.

Фильм Миллера с участием замечательного актерского трио, Стива Карелла, Ченнинга Татума и Марка Руффало — это трогательная история о двух братьях, олимпийских чемпионах по реслингу, одного из которых убивает миллиардер-самодур Джон Дюпон.

Гран-при вручили итальянке Алис Рорвакер за почти биографический фильм о генеалогии семейства Рорвакеров — «Чудеса». Кстати о генеалогии: в главной роли матери режиссера снялась ее младшая сестра и уже известная актриса — Альба Рорвакер. В пятиминутной сцене мы видим также Монику Беллуччи. Но приз, собственно, не из-за нее. На Алис Рорвакер итальянское кино возлагает большие надежды. И оправданно. «Чудеса» — лишь вторая ее картина, но девушка зарекомендовала себя чутким и талантливым режиссером.

Не стало сюрпризом, что англичанина Тимоти Сполла наградили «Золотой пальмовой ветвью» как лучшего актера. Созданный им образ хрюкающего, сморщенного, занимающегося животным сексом, брызгающего слюной на свои полотна и растирающего ее пальцами английского художника Уильяма Тернера бесподобен. Правда, такой взгляд на художника-мариниста, известного по его романтичному автопортрету, изображающему 24-летнего красавца, может шокировать публику. Но это не сколько не умаляет гениальную игру Сполла.

Кинозвезда играет кинозвезду и получает «Золотую пальмовую ветвь» — таков вердикт жюри, которое присудило приз за лучшую женскую роль американской актрисе Джулианне Мур. Мур сыграла стареющую голливудскую актрису в фильме Дэвида Кроненберга «Звездная карта». Альтернативой могла бы, конечно, стать Марион Котийяр в фильме братьев Дарденн «Два дня, одна ночь». Но Джулианна старше, а у Марион еще все впереди. Кроме того, на церемонии закрытия просто необходимо упомянуть Голливуд, иначе Каннскому фестивалю грозит перерасти из гламурного мирового события, в европейский артхауcный проект.

Интересно, что братья Дарденн, обладатели двух наград Каннского фестиваля, в этот раз не получили ни одной, хотя их картина «Два дня, одна ночь» считалась одним из фестивальных фаворитов. С новой наградой они бы стали трехкратными призерами и вошли бы в историю фестиваля. Не страшно! Вместо них в историю вошел россиянин Андрей Звягинцев. Его награда на Каннском фестивале стала третьей по счету. Текст: Татьяна Розенштайн