«Женщины не хотят смотреть на идеальных девушек»: интервью с Риз Уизерспун

В декабре 2015 года американский Glamour назвал актрису Риз Уизерспун «Женщиной года», и выбор этот вполне объясним: еще вчера — обычная голливудская звезда, сегодня она — в авангарде киноиндустрии. Ее продюсерская компания снимает кино о женщинах и для женщин, дает работу сценаристам, режиссерам и другим профессионалам женского пола. Уизерспун хочет, чтобы ее дочь жила уже в совсем другом мире — где она будет полностью на равных с мужчинами.
«Женщины не хотят смотреть на идеальных девушек» интервью с Риз Уизерспун

Платье, ремень, кольца, все Louis Vuitton.

Несколько лет назад у Риз Уизерспун была серия встреч с главами больших голливудских студий. Она хотела обсудить с ними новый проект и, кроме того, запросила по лишних полчаса у каждого, чтобы задать вопрос: «Что вы планируете снять для женской аудитории?» Риз вспоминает: «Только у одной студии был в планах проект с женщиной в главной роли». Уизерспун была в шоке и начала непрерывно думать о нехватке ролей для актрис, поднимать эту тему на вечеринках и бизнес-встречах. И в конце концов решила, что изменит ситуацию сама. В 2012 году она основала продюсерскую компанию Pacific Standard вместе с продюсером Бруной Папандреа: они начали покупать права на книги и сценарии, где в центре истории были женщины-­героини. А к 2015-му Риз поняла, насколько удачной оказалась ее бизнес-идея. Первые же два проекта, «Дикая» Жан-Марка Валле и «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, собрали больше 400 миллионов долларов в прокате. Актрис – саму Риз Уизерспун, Лору Дерн и Розамунд Пайк — номинировали на «Оскара». Риз к тому же оказалась в спис­ке самых высокооплачиваемых актрис по версии журнала Forbes и в сотне самых влиятельных людей мира по версии Times.

Фильм «Дикая» снят по мемуарам Шерил Стрэйд. Это первая книга, права на экранизацию которой купила продюсерская компания Риз Уизерспун Pasific Standard.
За роль в фильме актриса ­была номинирована на «Оскара».

Сейчас у Pasific Standard в разработке тридцать два проекта — и в центре каждого женщины. ­София Вергара говорит: «Риз дала мне невероятную возможность: в фильме «Красотки в бегах» я не только сыграла главную роль сильной латиноамериканской женщины, но и стала его сопродюсером. Риз — крошечное создание, но удивительно сильное. Она делает то, что хочет, и получает то, что хочет». Уизерспун решила, что у нее хватит сил еще и на модный бренд, и основала Draper James — линию одежды и товаров для дома, — вдохновившись американским Югом. Но не стоит думать, что она супервумен: актриса не снимается уже полтора года. Ведь ей хочется побыть и дома с мужем Джимом Тотом и тремя детьми — 16-летней Авой, 12-летним Диконом и 3-летним Теннесси.

Платье, Draper James; серьги, Jason Wu.

Вы родились и выросли на американском Юге, где чтут традиции, но превратились в женщину будущего. Это благодаря тому, что у вас были очень сильные мама и бабушка?Да. При этом бабушка не работала, хотя была­ ­невероятно умной. Я спрашивала ее, почему так вышло. Она отвечала, что ее родители всегда были против, и когда у нее самой появились дети, работу пришлось бросить. Бабушка не понимала, что у нее есть выбор. А я все это ­видела своими глазами. У нас на Юге всегда царил патриархат. Когда я собралась поступать в Стэнфорд, школьный консультант по приему в колледж сказал: ­«Тебя никогда не примут, даже не пытайся. Ты им не нужна». Я ответила: «Все-таки попробую». И меня приняли! Но я не стала бы тем человеком, которым стала, если бы мне не пришлось преодолевать подобное отношение. Всю жизнь я жила с ощущением, что ­недотягиваю. Ваша мама Бетти поддерживает вас во всем?Она мой самый благодарный зритель. Когда я пыталась ее смешить, мама делала вид, что ей ужасно смешно, хотя было не очень. И она научила меня не жаловаться, а самой менять ситуацию. Мама говорила: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сама». Я слышала от нее это сотни раз, вот даже вчера по телефону.

Перед тем как погрузиться в персонажа, я даю мужу почитать сценарий, чтобы он знал, что будет происходить с его женой. Когда я играла Шерил Стрэйд в «Дикой», я легко выходила из себя. И он спрашивал: «Это сейчас ты или это Шерил?»

**Как вы решили создать свою продюсерскую компанию? ** Я как-то раз жаловалась мужу. Говорила: «Это ­несправедливо, ведь женщины — это пятьдесят процентов населения. Половина всех фильмов тоже должна быть про нас, разве нет?» И однажды он сказал: «Ты читаешь больше книг, чем все, кого я знаю. Почему бы тебе не начать превращать их в кино?» Так все и началось. Что объединяет ваших героинь?Они могут быть несовершенными, и даже с определенными психологическими проблемами — как Эми Данн из «Исчезнувшей». Но они похожи на женщин, которых я вижу в жизни. Я не боюсь исследовать женскую ярость на экране, хотя это пугает большинство кинобоссов. Но я знаю об этих эмоциях очень много — из собственного опыта и опыта подруг. Женщины хотят видеть правду. Они не хотят смотреть на какую-нибудь идеальную девушку. Вы основали компанию с мыслью играть главные роли или все-таки делиться ими с другими актрисами?Я не могу сыграть все роли (смеется). У нас в производстве двадцать пять фильмов и семь телепроектов. Я невероятно горжусь тем, что Розамунд Пайк и Лора Дерн были номинированы на «Оскара».

«Исчезнувшая» по бестселлеру Гиллиан Флинн собрала в мировом прокате больше
350 миллионов долларов.

В Голливуде только шестнадцать процентов сценаристов — женского пола. Но ваши проекты в основном написаны женщинами.Я часто думаю, что в нашей политике не было бы столько ошибок, если бы больше женщин рассказывали истории. Например, если бы больше мужчин смогли понять, что такое быть беременной, представить, как ты оказываешься в ситуации, когда тебе приходится решать, оставлять ребенка или нет... Может, они бы по-другому посмотрели на проблемы здравоохранения. Мужчины делают карьеру, их ограничивают только их способности — а женщины должны доказывать, что они на что-то годны. И при этом они рожают и воспитывают детей. В прошлом году вы запустили линию Draper James — это название составлено из имен ваших дедушек.Потому что я верю в семью — не только в собственную, но и в семью в более широком смысле. Я объехала весь Юг в поисках фабрик, чтобы разместить производство именно там. Я хочу отплатить добром людям и месту, где я выросла. В медиа всегда большое внимание уделяют актрисам, которые заводят собственное дело, — ­например, Гвинет Пэлтроу и ее проекту Goop — и ­часто их критикуют. Почему-то никто не поступает так с Робертом Де Ниро и его ресторанами или Джорджем Клуни с его текилой. Меня это приводит в замешательство. Наверное, многим до сих пор кажется удивительным, что женщины могут быть предпринимателями. Как-то один журнал написал о том, что у меня теперь собственный бизнес, и в качестве иллюстрации поставил фото, на котором я в бальном платье и с пылесосом в руках. Я никогда­ не продавала пылесосы. Это был ­сексизм в чистом виде.

Я не верю в идеал. Мне кажется, его просто не существует. Но энергия стремления к идеалу позволяет нам добиться невероятных вещей.

Вы бизнесвумен, продюсер, актриса, мать. Как находите для всего этого время?Приоритет для меня — семья. Я не снималась уже полтора года. Мне хочется проводить побольше времени с дочерью-подростком. Это ужасно — знать, что она скоро уедет учиться куда-то далеко. Не могу представить, что не буду садиться вечером к ней на край кровати и спрашивать, как прошел день.

А как вообще вырастить здорового адекватного ребенка в Лос-Анджелесе, работая в индустрии, которая считает женщину преимущественно сексуальным объектом?Я делаю, что могу. Но это непросто. Иногда я говорю сыну: «Выключи это. Я не хочу видеть женщин, которые ведут себя подобным образом. И не хочу видеть мужчин, которые так относятся к женщинам». Я надеюсь, что даю своим детям правильные установки, но чем быстрее они рас­тут, чем ближе переходный возраст, тем сильнее ощущаю тиканье часов: я должна успеть ­рассказать им все, что им нужно знать. Дети очень ­меня поддерживают. Они понимают чувство вины, которое переполняет меня, когда я не могу быть с ними рядом, и говорят: «Мама, мы знаем, как ты любишь свою работу. И мы любим то, что ты делаешь». Это бальзам на душу.

В моей жизни было много трудностей — например, развод. В таких случаях очень легко поддаться слабости и переложить вину на другого человека. Но у меня нет времени на ненависть и негатив. Я этого не допускаю.

Ваш муж тоже поддерживает вас?Он больше всех. Даже когда я боюсь чего-то, он говорит: «Делай. Я всегда буду рядом и поймаю тебя, если ты упадешь».

Вы женаты уже пять лет. Что-то изменилось за это время в ваших отношениях?Недавно я говорила со своей подругой-психологом, и она сказала, что у женщин лобная доля мозга достигает полного развития только к двадцати пяти годам, а у мужчин — к двадцати восьми. Мы встретились, когда мне было почти тридцать четыре, Джиму – тридцать девять. Так что мы уже не меняемся. Я просто люблю его все больше и больше. Каждый день я задаю себе вопрос: «Он счастлив?» А он думает: «Она ­счастлива?»

В комедии «Красотки в бегах» Риз сыграла вместе с Софией Вергарой.

Как и когда вы поняли, чего именно хотите от отношений?Чем больше я уважала себя, чем больше о себе заботилась, тем больше понимала, что мне нужно от партнера. Что самое важное в жизни?Семья. У меня в жизни было много испытаний, и семья — это те люди, к которым ты приходишь, когда тебе плохо. И последний вопрос. За каждой «Женщиной года» стоит...Подушка безопасности из любви и поддержки. Чтобы быть сильной, нужна целая армия людей, которые тебя любят.

образ с обложки

Выглядеть как героиня нашей обложки легко — достаточно ­следовать рекомендациям Glamour.