«Остросоциальное кино вызывает у меня депрессию — слишком много сейчас несправедливости»: Роман Каримов

У нашего главного редактора к режис­серу Роману Каримову («Гуляй, Вася!», «Неадек­ватные люди») накопились не только вопросы, но и претен­зии. Впрочем, в итоге эти двое все равно нашли общий язык.
Интервью с Романом Каримовым

**Первый вопрос будет очень личным. Но не для тебя, а для меня. Когда ты объявлял кастинг на «Вписку» (которая потом стала «Днюхой»), я отправила свое видео — думала, вдруг стану актрисой? Ответа не полу­чила, но, может, ты еще ­будешь работать с непрофессиоальными актерами­? **

Безусловно. У меня у самого ­образования нет, соответственно, я к этому очень демократично отношусь. Мы часто делаем открытые кастинги, смотрим, кто может выстрелить. Самое главное — попадание в типаж и природная органика.

То есть девушки, мечтающие, что однажды к ним подойдут с вопросом «девочка, а хочешь сниматься в кино?», могут на тебя рассчитывать?

Надеяться — могут. Но это маловероятно, так как я стеснительный человек. Периодически бывают заскоки, я могу ткнуть в кого-то пальцем, сказать: «У тебя офигенный типаж, если начнешь заниматься, ­может получиться». У одного из десяти получается.

Ладно, раз звездой «Днюхи» ты меня не сделал, расскажи смешную историю со съемок. До меня какие-то совершенно дикие слухи долетали.

Есть одна история, в общем, как бы без спойлеров... Наш фильм — это своего рода пазл, и частью пазла является коза, которая появляется то в одном моменте, то в другом. В итоге главный герой обнаруживает ее, привязанную и раскрашенную, в спальне, посреди пентаграммы. Она меня каждый раз раскалывает на монтаже.

Надеюсь, во время съемок ни одна коза не пострадала.

Если честно, наверняка страдала. Но лично мы не заставляли ее делать ничего такого, после чего меня бы мучила совесть. Зато она, в отличие от меня, будет работать в кино... Пока получается, что ее хозяйка работает в кино, а козу ­просто доят.

Слушай, весь этот разнос из «Гуляй, Вася» и «Днюхи» — это из юности твоей?

В каком-то смысле, но нельзя сказать, что это был мой образ жизни. По большей части я сидел дома, читал что-то, писал, сочинял музыку. Затем, когда начал диджеить в клубах, это ворвалось все, но я не поддался соблазнам, скорее использовал увиденное для сценариев, рассказов. Плюс мне важно было получать фидбэк на свое творчество от друзей.

Сейчас с фидбэком проще — скажи, ты гуглишь, что о твоих фильмах в сети пишут?

Постоянно читаю ­отзывы на свои фильмы. ­Заряжаюсь ­негативной энергией, понимаю, что надо стремиться к лучшему, работать сильнее.

То есть прямо ни разу тебя ничто­ не ранило?

Нет, был один момент, с Даниилом Дондуреем, царство ему небесное. Тогда их коррес­пондент из «Искусства кино», видимо, не смогла попасть на премь­еру «Неадекватных людей» и в итоге раздобыла черновую копию, без музыки, без озвучки, со сценами невырезанными. И на основе этой версии написала уничтожающую рецензию плюс указала кадры, которых в фильме даже не было. Это были фотки со съемочной площадки. Верх непрофессионализма. И Дондурей­ потакал такому подходу. В общем, у нас был с ним личный конфликт, и в следующем фильме я дал фамилию Дондурей персонажу-педофилу. Он, кстати, заценил шутку.

Ну ты сам при этом постоянно кого-то в фейсбуке критикуешь­.

Это лишь мое независимое мнение. На то и фейсбук, а вот работа — это совершенно другой формат поведения.

А как ты относишься к тому, что под наши фильмы расчищают сетку в прокате?

Отрицательно. Но куда ж в ­нашей стране без коррупции. Люди пытаются по три раза заработать: сначала — когда получают у государства средства на создание фильмов, затем — когда убирают со своего пути другие релизы, а затем еще бюджетников загоняют на показы. Но это повсеместно у нас — лицемерие. Одной рукой эти замечательные люди дружат с Серебренниковым, а другой — с Министерством культуры и прочими силами, благодаря которым он находится в заточении. Но без этого не будет яхт, красивой жизни и прочего. Люди идут на компромиссы с совестью.

Твои фильмы кажутся менее остросоциальными, чем твои ответы. Опасаешься?

Нет. Ни Серебренников, ни Сенцов не сидят за политизированность своих фильмов. Не думаю, что если сниму кино про Путина, в котором буду его высмеивать, то меня посадят. Просто мне это неинтересно. Остросоциальное кино вызывает у меня депрессию — уж слишком много у нас сейчас несправедливости.

Ладно, тогда будем ждать «Днюху». Когда уже, кстати?

Ну, с «Днюхой» отдельная ситуация. Кино мы отсняли давным-давно, но затем было решено это все пустить широким экраном. Для этого пришлось переделывать всю графику в 4К (разрешение для кинотеатров), а это дорого и долго. Остановились пока на премьере 23 августа — надеюсь, успеем.

*Фото: Evgeny Sorbo. Макияж, прическа и груминг: Андрей Дрыкин @theagent для М.А.С и Pantene Pro-V. На Романе: кроссовки, Levi’s; остальные вещи — собственность героя. *

Благодарим ресторан Mushrooms за помощь в проведении съемки