Паулина Андреева: «Ни одна женщина никому ничего не должна»

Паулина Андреева — из тех актрис, кто не стремится к бешеной популярности и не гонится за количеством картин в фильмографии. Они сами к ней незаметно подкрадываются.
Паулина Андреева «Ни одна женщина никому ничего не должна»

Платье, Ermanno Scervino; колье, серьги и кольца Clash de Cartier, золото, бриллианты, все Cartier.

Перед встречей с Паулиной Андреевой я никак не могу представить, что за человек придет ко мне на интервью. Просмотренные журнальные статьи и видео на YouTube оставили у меня какое-то неясное, размытое впечатление. Кто эта девушка с неуловимым характером? Я гадаю и начинаю описывать ее «от обратного». Она не ведет­ инстаграм (в аккаунте @_paulina_andreeva_ всего девять фото). Она практически не бывает на светских мероприятиях (исключение — кинофестивали и собственные премьеры). Да и снимается она довольно редко — притом что от нее ждут и первого, и второго, и третьего.

В кафе напротив МХТ им. Чехова, где мы договорились встретиться, Паулина приходит с вежливым пятиминутным опозданием. Она быстро делает заказ, и на нашем столе появляются бутылка минералки, яблочный сок и чай. Первым делом, показывая в сторону театра, я спрашиваю, не репетирует ли она что-нибудь новое. Ответ утвердительный, но речь не об МХТ: «Я сейчас репетирую с Дмитрием Крымовым спектакль «Борис Годунов» на независимой площадке. Но пока больше не могу ничего рассказать».

За окном не только театр, но и Школа-студия МХАТ, куда Паулина поступила десять лет назад, когда приехала в Москву из Петербурга. Тогда, в 20 лет, она испытала потребность совершить крутой вираж — сменить профессию (Паулина успела два года проучиться на журфаке СПбГУ), город, жизнь. «Это был поворотный момент, я до сих пор хвалю себя за смелость. (Смеется.) Это состояние юности: у тебя ничего нет, ты ни за что не держишься — есть только энергия и желание. Тогда мне было легко расстаться с Петербургом, с семьей. Вернее, я даже не понимала, как надолго это затянется. Для меня родной город был тогда той самой пресловутой зоной комфорта, из которой нужно было срочно уехать, чтобы сделать что-то самой. Правда в том, что в благополучии человек не развивается». А что же Петербург? С глаз долой — из сердца вон? «Я уже десять лет в Москве, но каждый раз, когда приезжаю в Питер, знаю, что это мой дом. Там весь город — мой дом. Это и место, где я живу, и улицы, где я гуляла, и друзья, и семья. Вот все в целом — дом».

Платье, Blumarine; кеды, Converse; часы, Hublot; колье, серьги и кольца Clash de Cartier, золото, бриллианты, все Cartier. Макияж: тушь Eccentrico, Black; карандаш для бровей High Precision Brow Pencil, 02; помада Lip Maestro, 202 Dolci, все Giorgio Armani Beauty.

Сбегать из зоны комфорта актриса старается и сейчас, пусть и не так радикально. Один из способов — благотворительность, то есть возможность посмотреть жизни в глаза. Два года назад Паулина стала послом фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход». «В какой-то момент я поняла, что хочу быть полезной в этом деле, но не знала, в какую дверь постучаться. Ведь нет такого, что ты выбираешь: хочу помогать детям, или взрослым, или, например, пожилым артистам. Это не магазин. Благотворительность сама тебя находит. Моим проводником стала Дуня­ Смирнова (режиссер, учредитель фонда «Выход». — Прим. ред.). Она мне предложила участвовать, прислала фильм Любы Аркус «Антон тут рядом» (документальная лента о жизни человека с аутизмом. — Прим. ред.). Я его посмотрела, и у меня не стоял вопрос: идти или не идти. Конечно, идти. Я стараюсь помогать настолько, насколько возможно. Для меня это вопрос духовной гигиены».

Ни одна женщина никому ничего не должна. Равно как и ни один мужчина. Мне кажется, что если мы сами будем это очень четко понимать, то и у окружающих не останется к нам вопросов.

Сейчас Паулина учится на сценарном факультете в школе кино и теле­видения «Индустрия» (проект Федора Бондарчука, Михаила Врубеля и Александра Андрющенко) — и это тоже выглядит выходом из зоны комфорта, хотя сама актриса так не считает: «У меня давно было желание учиться, и вот я наконец решилась (диплом Паулина должна получить в следующем году. — Прим. ред.). Я поняла, что можно очень долго ждать свободных двух лет, но так и не дождаться. И решила: ­сделаю это сегодня». Еще она решилась и сделала свой первый фильм — как сценарист и режиссер. Пока только короткомет­ражный, но он уже получил приз в конкурсе короткого метра «Кино­тавра» в номинации «За точную цветопередачу черного в комедии». Дебют называется «Плачу с вами», и о сюжете Паулина говорит ожидаемо коротко: «Тут же, если чуть расскажешь, расскажешь все. В главной роли Паша Ворожцов — он играет плакальщика на похоронах. Это и есть предлагаемые обстоятельства. А дальше нужно смот­реть. Надеюсь, мы найдем потом способ показать фильм всем. Может быть, выложим в интернет, я пока не знаю».

Жакет, Louis Vuitton; шорты, Alexander Wang; гольфы, Prada; колье, серьги и кольца Clash de Cartier, золото, бриллианты, все Cartier.

Категорическая и загадочная молчаливость актрисы на руку продюсерам — это касается и всех проектов с Паулиной Андреевой, которые нас ожидают в ближайшее время. Во-первых, она уже отснялась во втором сезоне «Метода». Выйдет он, скорее всего, осенью — и это единственная информация, которую она имеет право разглашать: на мою просьбу просто моргнуть, если в продолжении появится Хабенский, актриса улыбается и вертит головой. Также мы увидим ее в роли Царь-девицы в масштабном детском фильме «Конек-Горбунок». Есть и еще один проект, о котором она начинает рассказывать, но тут же спохватывается, поэтому мы именуем его просто «тот, который нельзя называть». «Я снимаюсь меньше, чем могла бы, потому что хочу, чтобы работа приносила удовольствие. Иначе зачем все это? Я жду своих ролей и своих режиссеров и очень ответственно к этому подхожу. Не гонюсь за большой фильмографией. Ну, знаете, когда уже палец устает листать «Кино­Поиск». Хороших сценариев и хороших режиссеров­ не так много. Соответственно, и работы не так много».


Платье, Gucci; ободок, Miu Miu; кеды­, Converse.

Во время разговора Паулина не раз произносит фразу: «Не хочу спойлерить». Это и про ее фильмы, и про ее спектакли, и про ее личную жизнь. Сами посудите: она фактически отсутствует в соцсетях. Но как? Как Паулина­ Андреева может жить без инстаграма? Нет, даже так: как в 2019 году популярная акт­риса­ может­ жить без инстаграма? На что Паулина­ с предельной искренностью отвечает­: «Просто­ замечательно! Честное слово, клянусь!» А потом продолжает: «Вообще-то он у меня есть, но я его почти не веду. Все, что там есть, связано либо с работой фонда, либо с моими профес­сиональными обязательствами. Мне интереснее фейсбук: я сама ничего не выкладываю, но читаю статьи, узнаю об интересных концертах, показах фильмов. А инстаграм же — это просто красивые фотографии людей и продуктов, которые там продают».

А как насчет YouTube? Паулина любит — внимание! — обзоры BadComedian. «Мне кажется, что этот парень — Женя Баженов — талантливый человек с потрясающим чувством юмора. Я пока не знаю, каково это — очутиться на месте режиссера или актера фильма, о котором он говорит. Думаю, непросто. Мы же готовы смеяться, только пока дело не дошло до нас. Но он талантлив — это факт!»

Мне с собой никогда не скучно. Ведь о стольком хочется подумать, столько почитать, посмотреть, послушать. Если мне чего и не хватает в жизни, так это уединения.

Когда уже выпит весь чай и сок, я спрашиваю, что она хочет сделать в жизни, чтобы потом сказать: все это было не зря. «Мне кажется, что я уже сейчас все делаю не зря. Откровенно говоря, я не планирую, чего хочу достичь через десять лет, например. Стараюсь жить с ощущением «я молодец» уже сегодня. Безу­словно, главное — это не работа. Лет через 10–20... или еще к какому-­нибудь возрасту хочется прийти с ощущением, что я осталась порядочным человеком, осталась собой. Думаю, это самое важное достижение в современном мире. Не роли, не деньги. Я в этом совершенно уверена». А я уверена, что в этих словах и есть ответ на вопрос, кто такая Паулина Андреева­. Девушка, в чем-то похожая на звезд классического кино­, которых можно было увидеть только на экране — или в очень хороших журналах.

Фото: Данил Головкин. Текст: Наталья Сысоева. Стиль: Мария Пепелова. Макияж: Андрей Шилков. Прическа: Наталья Коваленкова. Ассистенты фотографа: Антон Гребенцов, Иван Соловьев. Ассистенты стилиста: Мария Опаловская, Екатерина Метлова. Продюсер: Анастасия Волкова. Ассистенты продюсера: Асель Медведева, Айганыш Уметалиева, Валерия Кравцова.