«Комедия­ сегодня становится более свободной­ и откровенной»: Илья Соболев

Главный редактор Glamour Иляна Эрднеева­ ценит неподцензурный юмор и силу интернета — и созвонилась с одним из главных комиков страны и резидентом Comedy Club на ТНТ Ильей Соболевым, чтобы все это обсудить.
Илья Соболев «Комедия­ сегодня становится более свободной­ и откровенной»

Как думаешь, существует ли противостояние­ телевизионного­ и YouTube-юмора?

Мне кажется, нет, есть просто реальное развитие юмора, и сегодня оно ушло в интернет. Интернет-звезды попадают на телек, люди с телека хотят попасть в интернет как на прогрессивную площадку. Комедия­ становится более свободной­, откровенной, разноформатной, и YouTube — один из витков этого прогресса. Он дает чуть больше возможностей из-за сложившихся телевизионных правил, которые многим творцам не дают раскрыться. Шедевров там пока маловато, но все впереди.

Раньше наших стендап-комиков обвиняли в том, что они адаптируют шуточки американских коллег.

Конечно, это школа комедии, они задают тренды. Но нужно быть совсем глупым, чтобы перевести и выдать за свое. Мы, русские комики, пытаемся найти свой почерк. Не знаю, когда мы его найдем. Но мы ищем. К сожалению, пока мы вдохновляемся Западом, а не друг другом…

Я недавно понял, что у нас многие артисты завистливые, даже в нашем маленьком болоте. Многие не любят друг друга, все считают себя королями. Лично я на это равняться не хочу. У нас много талантливых ребят, которые много чего сделали, но их успехам некоторые не рады. Это странно для меня. Успехам западных комиков радоваться удобнее. Наверное, о своих думаем: стал успешным — забирает хлеб. А их бутерброды нам никогда не попробовать.

Чьим успехам радуешься ты?

Мне нравится творчество некоторых­ из StandUp Club #1, в «Открытом микрофоне» есть немного интересных ребят­. По именам — Саша­ Долгополов­, Валя Сидоров­, Артем Винокур­, Кирилл Сахуйлунов­… Классно, что у них получается­.

Есть актуальные темы, но в целом не думаю, что наша жизнь не такая, как была 2000 лет назад. Те же проблемы, те же шутки.

В Америке силен жанр политической сатиры, а у нас нет. ­Почему?

Кто-то, кстати, шутит, но кто-то боится, у кого-то свои отношения с системой, а мне об этом шутить просто грустно. Хотя­ я пытаюсь. Главная проблема, мне кажется, что мы пока не умеем изящно шутить на политические­ темы.

Ну то есть ниша свободная, и может­ появиться какой-­нибудь юмористический Навальный­?

Или адекватный Жириновский. Надеюсь, скоро. Общество ждет его. Об этом надо шутить.

А у тебя было такое, что ты понимаешь­: чувак смешнее и остроумнее тебя? Это как-то щекочет твое самолюбие?

Когда я участвую в живых выступлениях и баттлах и кто-то перешучивает меня, я чувствую внутреннюю уязвленность. Но такое бывает редко. Потому что я король (смотри ответ выше). А когда все выходят со стендапами — один, второй, третий — тут нет соревнования. Подготовился хорошо — у тебя смешно. Плохо написал — не смешно, сам виноват. Но мы все нарциссы. Сейчас дай объявление: самый смешной стендап-­комик Москвы, приди, пожалуйста, по адресу Тверская, 4 — придут все комики города. И каждый будет уверен, что это именно про него.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

У нас очень мизогинный рэп: сучка, шлюшка — и юмор тоже. При том, что мир сейчас очень осторожен по отношению к девочкам.

Слушай, ну мне кажется, это разница в развитии стран в целом. У нас к этому общество еще не готово. У нас улицы почистить не могут зимой, люди поскальзываются на глыбах льда и руки ломают, а ты говоришь…

У тебя две дочки. Не хочу перевешивать на тебя всю ответственность­, но все же: тебе не хотелось бы, чтобы они не слышали шуток о том, что они путают право и лево?

На самом деле шутки о том, что девушки тупые и не умеют водить, уже не кажутся смешными, так никто не шутит уже. Это сильный олдскул.

Для тебя юмор — ремесло? Встаешь рано утром, садишься за стол и, как Хемингуэй…

Это мой идеальный день.

И тебе это никогда не надое­дает?

Нет. Когда мы работаем над номерами с «Трио» в Comedy, стендапом или «Прожаркой», мы изо дня в день пишем и не можем остановиться, потому что все зависит только от нас. Но ты в любом случае доходишь до финала, не бросаешь: «все, я устал, не хочу этим заниматься». Потом смотришь назад, думаешь, как я это сделал? Внутреннее удовлетворение после перекрывает энергетические затраты.

Можешь дать совет начинающим комикам?

Да. Не пить много, не упо­треблять наркотики, не ходить в клубы просто так, проводить вечера, работая над собой и материалом. Свободного времени должно быть мало. Говорят, надо много отдыхать, чтобы хорошо работать. Мне кажется, это фигня. Мышцы после сильнейшей тренировки восстанавливаются за два дня. И организму достаточно двух дней, а в остальное время ты должен что-то делать. Ну это я так думаю. Это мое мнение и мой подход. Есть комики, которые, наоборот, балдеют, но я так не умею. В сухом остатке это звучит как девиз фанатика. Но я и правда фанат всего этого.

Под маской Дяди Вити (комик разряда Тони Клифтона. — Прим. ред.) скрываешься ты?

Нет, не я.

28 марта Илья проведет «Битву блогеров» в Adrenalin Stadium.