Фильмы от актеров-режиссеров

Артисты, ставшие по другую сторону камеры.
Фильмы от актероврежиссеров

31 августа 68-й Венецианский кинофестиваль откроется фильмом популярного голливудского актера Джорджа Клуни «Мартовские иды», политической историей, в основу которой положены события 2004 года, когда демократическая партия заменила кандидатуру Говарда Дина на пост президента США сенатором-миллиардером Джоном Керри, проигравшим впоследствии Джорджу Бушу.

«Мартовские иды»

Это уже пятая режиссерская работа Клуни. Его дебютная лента «Признания опасного человека» (2002), снятая по книге известного телеведущего 60-х Чака Бэрриса, автора многих популярных телешоу, до сих пор идущих по ТВ, стала серьезной заявкой в мире режиссуры. На Берлинском кинофестивале 2003 года Серебряного медведя за лучшую мужскую роль получил Сэм Рокуэлл, исполнитель главной роли, а режиссер-продюсер-актер Клуни удостоился приза Национального совета обозревателей.

«Признания опасного человека»

И вторая режиссерская работа Клуни — политический триллер «Доброй ночи и удачи» (2005) об американской «охоте на ведьм» пятидесятых годов прошлого века — получила шесть номинаций на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, и пять наград Венецианского фестиваля. Картина рассказывала реальную историю противостояния известного радио- и тележурналиста Эдварда Мэрроу и влиятельного сенатора-антикоммуниста Джозефа МакКарти.

«Доброй ночи и удачи»

А снятая тремя годами позже комедия «Любовь вне правил» (2008) доказала, что у Клуни есть чувство юмора и стиля, хотя сама картина оказалась гораздо проще и легковесней предыдущих. В своей новой ленте он возвращается к излюбленной и лучше всего удающейся политической тематике. Мнения зрителей и критиков о режиссерском таланте актера расходятся. То, что одним кажется стилем, другими воспринимается как отсутствие концепции, там, где Клуни шутит, видят наигранность, где он серьезен — излишнюю театрализацию. А подобные разногласия свидетельствуют прежде всего о том, что в фильме, о чем бы он ни был, присутствует авторский взгляд. И этот взгляд не обязательно должен всем нравиться… Но талант у брутального любимчика публики, безусловно, есть.

«Любовь вне правил»

Клуни не единственный известный актер, ушедший в режиссуру («Это отличное место, чтобы стареть», — сказал он однажды). Совсем недавно поклонники Джоди Фостер могли оценить ее режиссерский талант в картине «Бобер». Тандем с Мелом Гибсоном (который и сам, кстати, в качестве режиссера снял культовые ленты «Страсти Христовы» и «Храброе сердце») сделал работу еще более острой. Полемика вокруг «автобиографичности» его роли не стихла и через месяц после премьеры. Но закономерность видна: чем серьезнее актер, тем драматичнее и напряженнее ленты, которые он снимает в режиссерском амплуа.

«Бобер»

Так, например, подлинную славу актер Кевин Костнер обрел именно после своего режиссерского дебюта: вестерн «Танец с волками» (1990) был удостоен семи «Оскаров», в том числе и за режиссуру. Фильм, по мнению критиков, «имел буквально все для провала», но стал гордостью национального кино и принес своему автору мировую известность.

«Танец с волками»

В будущем году поклонники Антонио Бандераса с нетерпением ждут премьеры его режиссерской работы — психологического триллера «Соло». Сюжет ленты строится вокруг испанского полковника, который страдает постконфликтным синдромом. Две предыдущие работы актера — «Летний дождь» (2006) и «Женщина без правил» (1999) — с головой выдали в горячем мачо поэта. Тут и подтверждается вывод о том, что непростой актер всегда создает и непростое кино.

«Летний дождь»

«Женщина без правил»

Совсем недавно и Том Хэнкс представил на суд публики свою режиссерскую работу «Лари Краун», в которой исполнил и заглавную роль. Классический образ неунывающего простака, канонический жанр — все, чего мы привыкли ждать от актера. Но и режиссер из Хэнкса весьма неплохой, хотя мало кто помнит, что это не дебютная его работа (еще в 1996 году он снял первый авторский фильм «То, что ты делаешь» о восхождении молодых талантов к своей мечте, тепло принятый американскими кинокритиками).

«Лари Краун»

В качестве режиссера в разное время попробовали себя маститые Роберт де Ниро («Бронкская история», 1993, и «Ложное искушение», 2006), Джек Николсон (последний, «Два Джейка», в 1990, а первый, «Террор», в 1963) и Энтони Хопкинс («Вихрь», 2007, «Август», 1996). Джонни Депп, уже попробовавший режиссерского хлеба в 1997, когда он снял весьма успешную ленту «Храбрец», мечтает снять документальный фильм о гитаристе Rolling Stones Ките Ричардсе, вдохновившем его на создание образа капитана Джека Воробья.

«Ложное искушение»

«Два Джейка»

«Вихрь»

«Храбрец»

Даже Мадонна попробовала свои силы в режиссуре, сняв в 2008 году довольно арт-хаусную картину «Грязь и мудрость» о молодом музыканте, прокладывающем свой путь к сердцу публики. Сейчас она снимает историю, потрясшую мир, — о романе короля Великобритании Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон, романе, ради которого монарх отрекся от престола.

«Грязь и мудрость»

«МЫ. Верим в любовь»

Шер в 1996 стала режиссером сложной и остросоциальной ленты «Если бы эти стены могли говорить» — каждый снимает так, как он представляет жизнь. Но всегда ли это представление совпадает с тем, как мы представляем актера по эту сторону экрана? Возможно, поэтому режиссерские работы актеров всегда вызывают неоднозначную реакцию у зрителей. Будем смотреть!..