«Аватар»: почему На’ви как живые?

Режиссер Джеймс Кэмерон сделал почти невозможное.
«Аватар» почему Нави как живые

Как известно, одной из отправных точек создания «Аватара» стала идея, пришедшая в гениальную голову режиссера Джеймса Кэмерона еще в 1995 году: создать инопланетян способами, в корне отличными от традиционных — то есть не с помощью слоев сине-зеленого грима и даже не с помощью обычной компьютерной графики, а «вживляя» в эту самую графику настоящих актеров. Кэмерону пришлось ждать более десяти лет, пока компьютерные технологии догнали его фантазию — зато результат стоил ожидания!

Глаза На'ви вдвое больше человеческих, и они расставлены шире; На'ви гораздо более худые по сравнению с землянами, у них вытянутые шеи, другая структура костей и мускулов, а руки и вовсе трехпалые. И На'ви и аватары несколько крупнее, чем люди — их рост три метра. Но мимика и жесты у них — человеческие, пронизанные понятными нам эмоциями.

Этим мы обязаны новаторской технологии «захвата» актерской игры, которой воспользовался Кэмерон. Идея не нова: датчики, фиксирующие мимические изменения и передающие их в компьютеры, крепились к актерским лицам и в более ранних фильмах. Но это происходило иначе, чем на съемках «Аватара»: тогда при применении технологии «захвата» лица актеров размечались специальным отражающим маркером, что позволяло передать сокращения лицевых мышц — но не взгляд. В профессиональных сообществах это окрестили проблемой «тусклого взора»: лица обработанных компьютером персонажей, несмотря на свою подвижность, выглядели безжизненными. Команда Кэмерона решила проблему с помощью совершенно нового подхода к «захвату»: во время съемок актеры надевали специальные головные уборы, похожие на бейсбольные шлемы, к которым крепилась миниатюрная камера. Она записывала мимические изменения лиц с беспрецедентной точностью — и, главное, фиксировала движения глаз, чего не было в прежних системах.

По-новому Кэмерон подошел и к «захвату» движений тела: камеры для этой цели он установил гораздо дальше от актеров, чем это делали его предшественники. Таким образом у участников фильма появилось большее пространство для движений, где они смогли развернуться — в буквальном смысле слова.

«Актеры спрашивают меня, пытаемся ли мы их заменить, — говорит Кэмерон. — Напротив, мы стараемся дать им возможность выражать себя при помощи новых способов и создавать образы безо всяких ограничений. Я не хочу заменять актеров; я люблю работать с актерами. Это моя задача как режиссера. Что мы стараемся заменить, так это пять часов в кресле гримера, которые обычно требуются для создания образов инопланетян, оборотней, ведьм, демонов и прочих персонажей. Теперь можно быть кем угодно или чем угодно, выбирать возраст, даже менять пол, не тратя времени на сложный грим».