«Сидим по домам и шьем маски». Как российские дизайнеры выживают во время пандемии

Сокращение коллекций и съемка лукбуков дома на телефон — на повестке дня.
Как российские дизайнеры выживают во время пандемии

Закрытие из-за коронавируса границ, а потом и магазинов ударило по всей модной индустрии. В нашей стране к этому добавилось еще и падение рубля. Мы расспросили российских производителей одежды, обуви и ювелирных украшений, как пандемия сказалась на их работе.

Иван Хохлов, директор и сооcнователь бренда 12 Storeez

«В марте мы потеряли 50 % выручки, так как ее давали магазины, которые сейчас закрыты, в апреле потеряем 73–75 % от плана. Трафик на сайте с начала апреля вырос на 10 %, но это не может компенсировать потери. Все эти годы мы росли, но теперь очевидно, что быстрого роста не будет. Мы отменили открытия новых магазинов в регионах — кроме двух, в Красноярске и Перми, и двух аутлетов в Москве. Сократили весеннюю коллекцию на 53 % по количеству цветомоделей, осеннюю — на 60 %, приостановили мужскую линейку. Расстались более чем с 40 людьми — это очень больно и обидно, и это не то, чем мне хотелось бы заниматься. С каждым в индивидуальном порядке договаривались о компенсациях. Ближайшие несколько месяцев 12 Storeez будет работать только для того, чтобы выжить и сохранить людей в команде — а это 400 человек.

К сожалению, сейчас мы не можем точно сказать, когда начнут работать торговые центры. Мы прорабатываем несколько сценариев, по одному из них магазины откроются в 10-х числах июня, но прогнозы — дело неблагодарное, особенно сейчас.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В самоизоляции я, Марина и Ирина Голомаздины (соосновательницы бренда. — Прим. ред.) работаем больше, чем раньше: начинаем по Екатеринбургу, заканчиваем по Москве. Отстраиваем все процессы под онлайн-продажи, и многие проекты, которые до кризиса мы могли запускать спокойно и по графику, сейчас перешли в разряд срочных.

Наш главный план сейчас — в течение одного-двух месяцев выйти на международные рынки. Рубль обесценился, а значит, российские марки смогут быть более конкурентоспособными в Европе и Америке.

Виктория Андреянова, дизайнер и основательница бренда Victoria Andreyanova

«Я сейчас работаю из дома: рисую эскизы, удалённо общаюсь с сотрудниками. Конструкторы работают над коллекцией весна–лето 2021. Портные дома шьют маски, которые мы дарим тем, кто купил вещи в интернет-магазине. Раз в неделю мы отгружаем со склада товары. У каждого в команде есть личный план и понятная система отчётов. Мы на связи, каждый вечер операционный директор получает информацию о работе за день. Это и дисциплинирует, и снижает тревогу. Я даже не назвала бы это тревогой — мы, в отличие от многих, продолжаем работать.

Тысячу масок мы передали в дом-интернат для пожилых в Тамбовской области и местным соцработникам, которым подопечные не открывали двери квартир без масок. Техдокументацию на маски мы раздали еще 50 предприятиям-коллегам. Сначала я переживала, что некоторые из них начали маски продавать, но потом подумала, что это для них шанс выжить.

Самолёты не летают, таможня закрыта, сейчас будут проблемы с поставками всего на свете. Я очень счастлива, что мы успели практически в полном объёме загрузить на склад ткани и фурнитуру для второй половины лета и зимней коллекции.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Оффлайн-продаж нет, ведь все магазины закрыты. У нас успешно прошла байерская сессия, заказы пока никто не сократил. Магазины очень ждут наши поставки, особенно регионы. Мы сами внесли коррективы в летнюю коллекцию — например, планировали выпустить небольшую капсулу нарядных платьев на выпускной, но теперь заменю ее на мои любимые хлопковые рубашки.

Я так же, как вся наша страна, нахожусь в стрессе. Прогнозы сейчас разве что астрологические. Но любой кризис в правильных руках и с блестящей командой таит большие возможности. Мы пережили три кризиса, и каждый раз после спада выходили в рост. Я не понимаю, что будет в этот раз. Но эта ситуация поможет рынку выявить приоритеты потребления и заставит всех работать эффективнее».

Алиса и Юлия Рубан, основательницы бренда Ruban, Юлия также основательница Pe For Girls

«Мы почти месяц вместе находимся на самоизоляции. Из дома разрабатываем новую коллекцию, рисуем скетчи, следим за пиаром и продвижением онлайн. Также работает весь бэк-офис. Производство сейчас стараемся вернуть к нормальному режиму работы и сохранить производственные мощности. Лето все равно наступит, и мы готовы помочь нашим клиенткам встретить его красивыми, где бы они ни оказались.

Мы сшили круизную капсулу из архивных тканей. Сняли лукбук на себе, на айфон. Судя по отклику в соцсетях, людям понравилось.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

У нас есть запас тканей на ближайшие месяцы, но часть не успела доехать из Европы, сейчас ищем, чем их заменить без потери качества. Даже если останется только на половину осенней коллекции, выпустим половину — это лучше, чем ничего. Тем более, что и со стороны байеров затишье, все ждут, что будет дальше.

Когда большинство людей все-таки оценило опасность ситуации и село на самоизоляцию, был небольшой спад онлайн-продаж. Но ситуация стабилизируется, по крайней мере, эмоционально. Мы ввели бесплатную доставку по всей России, уже давно действует доставка с примеркой по Москве (со всеми мерами предосторожности), по запросу делаем бесконтактную доставку».

Нино Шаматава, дизайнер и соотновательница Ushatava:

«Мы делаем удаленно то, что возможно. Распустили по домам возрастных сотрудников — а их работу должен кто-то делать. Поэтому мы ввели график, и все по очереди выходят в офис выполнять самую разную работу, неважно, бухгалтер это или сотрудник HR.

Летняя коллекция у нас практически готова, ткань закуплена, решения по пошиву и количествам будем принимать по мере изменения ситуации. Мы сосредоточены на том, чтобы обеспечить сотрудникам зарплаты и в целом сохранить жизнедеятельность компании. Мы ведем переговоры с арендодателями, но не все идут на уступки. Уже понятно, что полностью эту статью расходов нам убрать не удастся. Отсрочка — это не отмена, и мы это очень хорошо понимаем.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Нам очень повезло, потому что у нас есть большой запас ткани и фурнитуры. В наших планах — сделать осеннюю коллекцию на 80% из того, что мы уже закупили. С закупкой остатков, думаю, проблем не возникнет: Китай открыт, а в Италии мы все успели купить до карантина.

Мы впервые сделали специальную цену на наши иконы и базовые модели и попросили наших друзей-клиентов о поддержке. И отклик невероятный: у нас даже на сутки падал сайт! Мы находимся в приподнятом настроении именно потому, что сейчас осознаём, какая мощная у нас связь с нашими клиентами!»

Ирина Полыковская, основательница марки аксессуаров и трикотажа Totti:

«У нас две фабрики в Орехово-Зуево и в Щелково, на которых мы производим продукцию не только для Totti, но и для других брендов, — и обе стоят с 27 марта. Сейчас мы должны работать над заказами осень–зима 2020, они на 30–50 % уже оплачены нашими клиентами, которые объемы не снижают и ждут заказы в срок. На прошлой неделе губернатор Московской области разрешил фабрикам возобновить работу — мы вышли на два дня, но с сегодняшнего дня — снова запрет. Наши юристы обратились в Минпромторг за разрешением шить маски. Заказчик у нас уже есть. Мы давно закупили для сотрудников и санитайзеры, и маски, и может обеспечить дистанцию между людьми. Ищем любые возможности запустить производство, где у нас трудится около 200 человек.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Наш офис работает удаленно, каждый день созваниваемся по скайпу. Все ключевые сотрудники в компании уже по 10–15 лет, и сейчас мы стали еще роднее и сплоченнее. Эскизы летней коллекции 2021 года мы утвердили за три дня, хотя в обычной ситуации на это уходит две недели.

Мы не уволили ни одного человека. За март всем выплатили 100 % зарплаты.

Наша собственная летняя коллекция полностью готова и ждет на складе. Количество интернет-заказов упало два раза — но, по крайней мере, сейчас мы можем их выдавать — перепрофилировали под пункт выдачи интернет-заказов курьерам наш магазин в Москве».

Алеко Илиопуло, основатель бренда обуви Portal

«У нашего бренда, в отличие от большинства на рынке, поставки от фабрик приходят в самом начале сезона. Всю коллекцию весна–лето 2020 уже можно купить в онлайн-магазине Porta9.ru. Мы сделали на нее скидку 20 % — в начале сезона это впервые. У нас работает бесплатная бесконтактная доставка, есть возможность производить оплату на сайте.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Осеннюю коллекцию сократим — думаем, что к осени покупательская способность еще полностью не восстановится. Изначально коллекция должна была поступить в начале июня. Но в начале года из-за пандемии закрылись фабрики, с которыми мы сотрудничаем, в Азии, а потом и в Италии. Сейчас китайские производства возобновили работу, надеемся, что поставка опоздает всего на месяц».

Дарья Пухаева, владелица ювелирной компании Geoma Jewelry

«В данный момент нахожусь на самоизоляции вместе со своей семьей на даче в Подмосковье. Вся команда офиса тоже сидит по домам и подмосковным дачам. На нас продажи, общение с клиентами, разработка новых моделей и коллекций, продвижение бренда, планирование бюджетов. Ежедневно общаемся в чатах и по переписке. Но производство удаленно работать не может. Для того, чтобы мастера смогли выйти на работу в нынешних условиях, мы продумали графики, чтобы одновременно в помещении было не больше двух человек. Соблюдаем все меры предосторожности, обеспечиваем сотрудников масками, перчатками, антисептиками.

Конечно, спрос значительно упал, мы не производим товары первой необходимости. Тем не менее, заказы есть, и мы стараемся вовремя их выполнять. У нас есть перебои с некоторыми материалами, в основном, камнями, многие поставщики сейчас не работают.

Стараемся разумно распределять бюджеты. Помощи не ждём, понимаем, что можно рассчитывать только на себя».

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Фото: Aрхивы пресс-служб.