Как запустить свой бизнес в индустрии моды: советы Карины Вариводы и Ольги Бариновой

Запуск своего бизнеса в модной индустрии — сложный процесс, который требует разностороннего и внимательного подхода. Приглашенные эксперты проекта Disney и AVON «Модная академия» Ольга Баринова и Карина Варивода рассказали Glamour о том, с чего нужно начать, если у вас появилась идея создать свой бренд.
Как запустить свой бизнес в индустрии моды советы Карины Вариводы и Ольги Бариновой

Disney и AVON в конце прошлого года запустили масштабный проект для молодых дизайнеров «Модная академия». По результатам всероссийского творческого конкурса были выбраны 9 финалистов, которые пройдут курс обучения по программе повышения квалификации Fashion Start-Up в Школе дизайна РАНХиГС, а также серию мастер-классов с лидерами fashion-индустрии. Под руководством лучших экспертов российской моды молодые дизайнеры создадут коллекции одежды, вдохновленные образами Disney, а победитель сможет представить свою коллекцию в каталоге AVON.

Во время проекта участники встречаются с ведущими игроками мира моды. Нам удалось пообщаться с двумя экспертами «Модной академии» — создательницей бренда Roseville Ольгой Бариновой и основательницей сайта DressOne Кариной Вариводой. Они рассказали Glamour о том, как изменилась модная индустрия за последние 5 лет и что ждет молодых дизайнеров, мечтающих о запуске своей марки. Об этом и многом другом вы узнаете из сегодняшнего выпуска «Модной академии» в программе «Правила стиля» на канале Disney.

КАРИНА ВАРИВОДА

Как, на ваш взгляд, изменилась модная индустрия за последние 5 лет?

Пять лет назад было много талантливых, многообещающих и ярких дизайнеров, но большинство их тогда работало в небольших частных ателье. У них почти не было отлаженных каналов продаж. Профессионально работающие бренды можно было пересчитать по пальцам. Сейчас появилось больше профессионалов — сегмент рынка, безусловно, вырос. Появились бренды со своей розничной и оптовой сетью, с регулярными сезонными коллекциями и байерскими сессиями, причём, как в сегменте люкс, так и в среднем сегменте и масс-маркете.

Хотим мы этого как потребители или нет, но процесс импортозамещения происходит. Благодаря курсовой разнице Zara, к примеру, стала дороже российских брендов того же сегмента, и сейчас покупатель может приобрести товар российских дизайнеров за меньшие деньги — причём, зачастую это будет товар лучшего качества, да ещё и уникальный, авторский. Но всего вышеперечисленного недостаточно, чтобы говорить о динамичном и стабильном росте индустрии. Скорее, можно сказать, что наметился позитивный тренд, нуждающийся в поддержке прежде всего на государственном уровне.

Как добиться успеха в модной индустрии при ограниченном бюджете?

Модный бизнес — такой же бизнес, как и все остальные. Нужна уникальная идея. Четкий бизнес-план. Скажу больше: нужно быть готовыми к тому, что инвестиции вернутся не раньше, чем через три года. А зарабатывать вы начнёте ещё позже. Помните: свой бизнес — это вовлечённость 24/7, ответственность перед инвесторами, сотрудниками, партнёрами. Мода требует профессионализма, а не просто любви и интереса, надо собрать команду профессионалов и не мешать им работать. А ещё надо быть оптимистом. Это правило любого успешного бизнесмена.

Какие главные советы вы можете дать молодым российским дизайнерам?

Мода — это не искусство ради искусства, ваша продукция должна быть востребованной. Нужно точно понимать, для кого вы работаете, вы должны знать и чувствовать своего потребителя. Помимо горячего желания творить необходимо специальное образование и опыт. Прежде, чем начать творить, нужно долго учиться, потом пройти стажировку у профессионалов, побыть подмастерьем, посмотреть, как это работает изнутри, сделать что-то руками. Это путь всех настоящих и талантливых. К сожалению, сейчас очень много начинающих дизайнеров, рвущихся в бой без каких-либо навыков и опыта. Нам очень нужны профессионалы! На данном этапе даже больше, чем гении.

Почему вы остановили свой выбор именно на формате онлайн-магазина и представляете только российских дизайнеров?

Когда мы начинали, а было это шесть лет назад, на российском рынке активно росли on-line-проекты бюджетного направления, такие как Wildberries и Lamoda, при этом ниша Medium и Up Medium была практически пустой. Пример западных ритейлеров Net-a-porter, Moda Operandi, Mytheresa вдохновлял, но нужна была уникальная идея. Российская мода в этот момент была на подъеме, появлялось все больше новых интересных дизайнеров, их активно поддерживал глянец, их одежду носили звезды. Стало очевидным, что у этой истории есть потенциал. Конечно, тогда, шесть лет назад, сложно было предположить, что экономическая и геополитическая ситуации в стране существенно изменятся и помогут росту нашего проекта. Бизнес-модель пришлось также существенно пересмотреть, учитывая активно меняющуюся ситуацию на рынке.

Что дает молодому дизайнеру сотрудничество с такими крупными брендами, как партнер проекта AVON?

Это прекрасный шанс пробиться и показать себя, шанс получить поддержку. Государство практически не помогает индустрии, она существует на частные инвестиции, а инвесторы всегда стремятся вкладывать в раскрученных и стабильных, чтобы уменьшить риски. Молодым очень сложно.

ОЛЬГА БАРИНОВА

С чего нужно начать, если вы решили запустить свой бренд?

В запуске бренда самое сложное и одновременно самое простое — определить, какой продукт и для какой аудитории вы хотите делать. Постараться представить и описать своих покупателей максимально подробно — кто эти люди, что любят, что носят, за сколько готовы купить ту или иную вещь. И, отталкиваясь от этого, сделать финансовую и операционную модель будущей марки.

Есть ли у вас профессиональные секреты?

Конечно! Во-первых, за последний год я научилась делегировать больше процессов коллегам — и мир не рухнул, а у меня при этом освободилось время для новых проектов. Звучит тривиально, но в сфере моды делегирование — большая редкость, а стремление все сделать самому — причина выгорания многих владельцев бизнесов. Во-вторых, я люблю начинать ранним утром и заканчивать работу до семи-восьми часов вечера, так можно поддерживать здоровый баланс в жизни.

Как создать коммерчески успешный проект в российских реалиях?

Всегда нужно отталкиваться от потребностей рынка. Так, на данный момент, к примеру, я не вижу большого смысла делать новые премиальные и люксовые марки — если вы, конечно, не делаете очень необычный продукт или не таргетируете особую нишу.

Как вы можете описать разницу между работой дизайнера в России и за рубежом?

Не могу говорить об Америке и других континентах, но в Европе дизайнер — это не только творческая, но и вполне связанная с аналитикой позиция. Дизайнеры получают сводки продаж, учитывают тренды не только с позиции вкуса, но и с точки зрения коммерческого потенциала. В западном дизайн-образовании гораздо больше бизнеса, чем в российском.

По вашему мнению, какими качествами должен обладать начинающий дизайнер, чтобы его заметили?

Самое главное — у человека должна быть мотивация работать и развиваться. Самостоятельно искать данные, анализировать их, группировать и уметь применять на практике — самый ценный навык. Также важны технические навыки — материаловедение, умение пользоваться графическими редакторами, делать правильные тренд-борды и так далее.

Что было самым сложным при запуске своего бренда?

Сложнее всего было операционно организовать производственный блок. На это ушло несколько лет — во многом пересмотреть процессы помогли мои партнёры, которые поставили под сомнение многие неработающие алгоритмы.

Какие советы вы могли бы дать молодым дизайнерам — участникам проекта Disney и AVON «Модная академия»?

Участие в таком проекте — это огромный шанс. Нужно ловить каждое слово, использовать каждую возможность по максимуму. Поэтому главное пожелание — действовать смело, но рационально.